Старинное Поречье стоит на слиянии двух рек Каспли и Гобзы. Вошли эти реки в торговую историю России как один из вариантов пути «из варяг в греки», затем императором Петром I в Поречье из села Каспли была перенесена торговая пристань. Славилось Поречье и своими храмами. В самом центре на правом берегу реки Каспля, недалеко от стрелки (т.е. впадения реки Гобзы в Касплю) в начале XVIII века находилась деревянная церковь во имя Рождества Богородицы с приделом святителя Николая. Но храм постигла беда – пожар, верующие успели вынести утварь и иконы из иконостаса.
На месте сгоревшего храма на средства поречского купца Петра Андреевича Кондрыкина-Вольского в 1737 году возводится каменный двухэтажный храм, освященный, как и прежде, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Нижняя церковь имела два придела во имя святителя Николая и Рождества Иоанна Предтечи. Верхняя холодная церковь освящена во имя Рождества Божьей Матери.
В 1776 году село Поречье повелением императрицы Екатерины II получило статус города, в 1796 году церковь переименовали в Поречский городской собор. По количеству серебряной утвари храм был один из самых богатых в Смоленской епархии. 34 иконы украшали серебряные оклады, вес которых был более 8-и пудов. В нижнем Никольском храме находился уникальный фаянсовый двухъярустный иконостас высокохудожественной работы. Один из фаянсовых киотов сохранился и находится сейчас в Благовещенской церкви города. Стены храма покрывала живопись. Русская писательница О.П. Шишкина в 1848 году издает книгу «Заметки и воспоминания русской писательницы по России в 1845 году»: «… В Троицин день слушали обедню в соборе… Он весь расписан одним красноватым цветом, что гораздо лучше обыкновенной пестрой живописи, и вообще, по городу, собор очень хорош. В иконостасе, в нижнем ярусе, все восемь больших образов в серебряных окладах; перед царскими вратами огромное посеребряное паникадило с толстыми золотыми свечами. Служили благовейно…».
Верхний храм в честь Рождества Божьей матери был очень светлым, в него вела лестница. В верхнем храме над престолом возвышалась резная сень, поддерживаемая четырьмя ангелами, стоящими на тумбах. Ее изготовили в конце XVIII века на средства священика Луки, возглавлявшего тогда приход. С купола спускалась медная высеребряная четырехъярусная люстра, приобретенная в Москве в 1800 году. Богата соборная ризница, где хранились ценные и редкие богослужебные предметы, среди которых напрестольное Евангелие в серебряном окладе, украшенное финифтяными изображениями апостолов и осыпанное драгоценными камнями (2630 штук). Имелся серебряный напрестольный крест с изображениями на финифти, украшенный драгоценными камнями и др.
Отечественная война 1812 года не прошла мимо Поречья. Значительно пострадала от французов соборная церковь, святой антиминс и многие церковные вещи похищены, в нижней церкви разломаны полы и опрокинут престол и жертвенник, в приделе Иоанна Предтечи разрушен иконостас. Мещанин Андрей Лебедкин, будучи соборным церковным старостой, спасал и сохранял имущество церкви. Церковная казна, утварь в сумме 2855 рублей были вывезены из города и бережно сохранены.
В 1868 году рижский купец Дмитрий Смелов пожертвовал храму парчовые облачения для священника и дьякона, евхаристические сосуды, поречский купец Филипп Пенкин в 1871 году пожертвовал 600 рублей, приобрел полное облачение из малинового бархата для священника и дьякона. В 1839 году на средства церковного старосты Дмитрия Куксина крыша на соборе вместо гонта была покрыта листовым железом, стены здания окрашены белой краской. Усердием купца Луки Пенкина в 1846 году был перестроен восьмерик верхней церкви и вызолочен крест на главе. В 1858 году собор окрасили снаружи в голубой цвет, а в 1860 году на средства старосты Алексея Чернова в верхнем храме заменили ветхие полы. В 1865-1866 годах отремонтированы полы в нижнем Никольском храме, переделаны пол и потолок, стены окрашены и расписаны изображениями святых. Купец Филипп Пенкин в 1868-1869 г.г. вновь перекрыл крышу собора и окрасил медянкой, также он позаботился о ремонте кровли двух больших крылец, ветхий гонт заменили железом.
На колокольне собора с 1769 года имелись часы. Сорок лет за их ходом следил слепой поречский мещанин Василий Никитович Кольцов. Славился слепой мастер искусством звона на колоколах. Самый большой имел вес 204 пуда, который приобрели в 1804 году в Москве за 4812 рублей. Всего на колокольне висело 7 колоколов, различных по весу и музыкальному ладу.
Чтимым образом в соборе считалась Себежская икона Божьей Матери. Этот образ являлся точной копией иконы, находившейся в селе Сырокоренные Липки Духовщинского уезда. С 1848 года на площади перед собором ежегодно происходило молебное пение перед образом. По указу Святейшего Синода с 1886 года в Поречье совершался крестный ход с почитаемой иконой. В соборе также хранились иконы Спасителя, Божьей Матери и святителя Николая – благословение поречского дворянства государственному ополчению при выступлении добровольцев на фронт в 1855 году во время Крымской войны.
При соборе действовала богадельня, дававшая приют престарелым и немощным прихожанам. В приходе имелось земское училище и 4 школы грамоты. В состав прихода входили жители Поречья и окрестных деревень (более 40), ранее принадлежавшим графам Каховским, дворянке Нелидовой и семье фон Клингер.
История донесла до нас имена некоторых священнослужителей Рождественского собора. Первым среди них надо назвать имя священника Прокопия Горанского. После себя он оставил «Историко-статистическое описание соборной церкви города Поречья, Смоленской епархии». Хранится это описание в архиве Мемориального дома-музея Н.М. Пржевальского. 47 лет в Поречском соборе прослужил священник – орденоносец протоиерей Павел Иванович Ильенков.
После революции в храме шла служба до 1927 года. Когда его закрыли, здание использовали под склад льна. Великая Отечественная война пощадила Рождественский собор, правда, купола уже не украшали кресты, а колокола и церковная дорогостоящая утварь вывезли еще в двадцатые годы. В 1950-е годы собор разобрали.
Рядом с Рождественским собором в 1777 году по инициативе протоиерея Петра Можайского построили каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Этот храм считался приписным к городскому собору, богослужения совершал соборный причт. В 1839 году на Петропавловском храме взамен гонта перекрыли крышу листовым железом, а стены окрасили белым цветом. В 1891 году из-за недосмотра печников в Петропавловской церкви произошел пожар. Огонь уничтожил копии метрических книг и исповедные росписи. Иконы, богослужебные книги и утварь не пострадали, но были несколько испорчены водой во время тушения пожара. В каком году закрыли храм для богослужений — неизвестно, а само здание разобрали в 1968 году. Каменная часовня, находящаяся с северной стороны собора, тоже была разобрана.
http://demidov.library67.ru/kraevedenie/pravoslavnoe-poreche/