Из-за внешней красоты и величественности здания, а также из-за благолепия интерьера и богатой утвари этот храм называли в Поречье «вторым собором», и не только по отношению к местному храму Рождества Богородицы, но и к смоленскому кафедральному. Успенская церковь заложена в 1852 г. «иждивением» поречского купца Иосифа Григорьевича Вишкарева. Строительство храма стало его основной целью, и на протяжении многих лет ктитор полностью отдавал благому делу все свои силы и средства. Однако дожить до дня освящения церкви ему не довелось, и после его смерти «этот величественный храм стоял без окон, без дверей, без полов, без крылец целые 13 лет и всеми был обречен на груду камней и развалин».
В 1872 г. по инициативе помощника исправника Налегако был учрежден Строительный комитет. Тогда же, с разрешения архирея, причт стал совершать в недостроеном здании всенощные бдения накануне воскресных и праздничных дней. Благодаря начавшейся молитвенной жизни прихода стали поступать денежные пожертвования. В течение двух лет в храме появились полы, иконы, клироса, двери и крыльца. В 1874 г. церковь была завершена и освящена. Главный алтарь освятили во славу Успения Пресвятой Богородицы, левый — во имя великомученика Пантелеимона, правый — во имя великомученика Георгия Победоносца и преподобного Иосифа Песнописца. Во второй половине XIX — начале XX в. основным жертвователем на нужды Успенского храма был купец Дмитрий Дмитриевич Юдин. Он давал средства на украшение церкви, содержание причта, приходскую благотворительность. За свою благотворительную деятельность 6 декабря 1897 г. Дмирий Юдин получил золотую медаль «За усердие» на Александровской ленте.
До 1900 года храм был холодным. В зимнее время иногда Святые Дары замерзали в чаше, молящимся с непокрытой головой из-за холода невозможно было находиться в церкви. В наиболее сильные морозы храм пустовал. В 1900 г. Д. Юдин и уездный член Смоленского окружного суда Л.Я. Дудкин соорудили в здании 7 печей, утеплили оконные рамы, перестелили полы и заменили парадные двери.
Сохранилось описание Успенского храма, составленное священником Федором Гальковским в 1900г. «Успенская церковь зданием каменная, одноэтажная, оштукатурена, во всем крепка, величественностью своего фасада и огромностью самого здания во многом подобна Смоленскому кафедральному собору… В недавнее время храм обнесен приличной каменной оградой, внутри которой с обеих сторон парадного входа в огаду имеются фруктовые садики… На колокольне имеются 5 колоколов, из коих в самом большом весу 103 пуда. В настоящее время благолепен этот храм!».
С 1888 г. при Успенской церкви действовала церковно-приходская школа. В приходе имелось министерское училище. В 1927 г. Успенский храм решением облисполкома упразднен. В нем располагался склад льнопродукции. В 1990 г. церковь передана Смоленсой епархии. Здание её постепенно реставрируется. Создан штаб по восстановлению храма, обратившийся к жителям города вносить добровольные пожертвования на реставрацию. По благословлению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Смоленская епархия выделила в 2003 г. на реставрацию 100 тыс рублей.
Несмотря на частичное руинирование, Успенская церковь доминирует в панораме города Демидова и занимает ключевую позицию в его структуре. В объемном построении храма специалисты прослеживают приемы классицизма, смешанные с мотивами древнерусского зодчества XVIIв.
Из книги иеромонаха Рафаила (Ивочкина): «Поречская земля:православные храмы». Смоленск, 2007
Выстроена в 185-62 гг. на средства купца И. Вишкорева. Кирпичные стены оштукатурены, цоколь облицован мрамором. В объемном построении этого крупного храма и в его фасадном декоре приемы классицизма смешиваются с мотивами древнерусского зодчества 17 в.
Архитектура здания отличается оригинальностью, хорошими пропорциями и высокой профессиональной культурой в проработке деталей. Крестово-купольный крещатый храм завершен пятью главами. Четыре угловые были колокольнями и не открываются внутрь храма. Барабаны глав восьмигранные. Каждая грань заканчивается треугольным фронтоном, металлические каркасные шатры над барабанами увенчаны главками, у которых шейки суживаются внизу. Из трех полукруглых апсид средняя шире боковых. Членения фасадов характерны для классицизма. Обрамления порталов и окон навеяны нарышкинским барокко, над порталами в восьмигранных рамках помещены круглые окна. Арки внутри храма, перекинутые между крещатыми столбами, несут высокий круглый барабан. В его верхней половине прорезаны окна, а в нижней тосканские пилястры чередуются с неглубокими арочными нишами. Вся декорация интерьера — пилястры на стенах и столбах, архивольты арок, карнизы — имеет классицистический характер. В западной части находились хоры.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г.
Собор Успения Пресвятой Богородицы доминирует в панораме города. Известный поречский купец Иосиф Вишкарев в 1852 году начал строительство собора. За девять лет были возведены стены, покрыта крыша, но строитель умер, храм остался недостроенным. Затем в Поречье на должность помощника исправника приехал Иван Нелегако. Начался сбор пожертвований и строительство собора возобновилось. Его обнесли каменной оградой, внутри которой посадили фруктовые деревья и березы. Отлили на средства прихожан 4 колокола, самый большой весил 103 пуда. Храм имел три престола: первый, главный, посредине – во имя Успения Богородицы, второй по правую сторону – во имя великомученика Пантелеймона, третий во имя великомученика и Победоносца Георгия и преподобного Иосифа-песнопевца.
Успенский собор представляет и архитектурную реликвию, выполненную в традиционном христианском духе. Храм крестово-купольный, четырехстолпный, с тремя полукруглыми абсидами, выступами. Кубический массив храма увенчан пятью восмериками, одним центральным и четырьмя боковыми. Композиция храма является смешением древнерусской архитектуры и классических пятиглавых храмов. Многие части храма выполнены по мотивам русской архитектуры семнадцатого века, а структура интерьера восходит к древнерусскому зодчеству. Величественностью фасада и огромностью самого здания во многом подобен Смоленскому кафедральному собору.
В 30-х годах XX века собор был закрыт, во время войны был ориентиром №1, после войны в нем находились склады.
Пришла пора восстановления этого замечательного собора. На благое дело демидовцев благословил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Уже три года идет работа по реставрации собора.
http://demidov.admin-smolensk.ru/kultura/hramy/