Христорождественская деревянная. Построена в XVII в. Взамен её в 1732 г. заложен Христорождественский каменный собор. Построен в 1739 г. Сооружен на средства Пыскорского монастыря. Закрыт. Затоплен водами Камского водохранилища в 50-е гг. XX в.
Шумилов Е.Н. «Православные и единоверческие храмы Пермского края. Краткий исторический справочник».
Построен на средства баронов Строгановых на главной площади города. Трёхпрестольный собор с храмами Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в трапезной части. Колокольня была увенчана шпилем с крестом и флюгером в виде ангела, имелся набор колоколов и пушка для праздничных фейерверков. Закрыт в 1929 г. Взорван в 1954 г.
Сайт «Усольский историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых» http://pstroganov.com/?memorial
Наиболее привлекательной и благоустроенной была центральная площадь Дедюхина. Украшением ее являлся каменный собор Рождества Христова.
До 1730 г. в документах встречаются упоминания о существовавшем в Дедюхине молельном доме. Христорождественский собор с приделом на северной стороне заложен в том же 1730 г. иждивением Пыскорского ставропигиалыюго монастыря. Каменный на палатах собор с приделом на северной стороне и колокольней выходил на площадь в центре города. Колокольня — восьмерик, венчалась шпилем с крестом и флюгером в виде ангела.
Собор трехпрестольный. Главный летний храм — в честь Рождества Христова, зимний, на северной стороне — в честь Рождества пресвятыя Богородицы, и на южной стороне, внутри трапезной церкви — во имя Святителя Николая Чудотворца. В подклете собора, в помещении, где размещалось казначейство, в стену была вмурована кедровая доска с резной надписью, повествующей о том, что здесь похоронен «находившийся у смотрения соляных промыслов губернский секретарь Самуилов, сын Дедюхинского священника, при котором строился храм».
Историк И. Ф. Словцов отмечал:«[Архимандрит Пыскорского монастыря] Пафнутий распорядился написать икону Рождества Христова, украсил ее серебряною ризоючеканной работы, с короною на Владычице небесной, усыпанною драгоценными камнями и установил крестный ход из Дедюхина в Пыскорский монастырь каждогодно в день Рождества Христова. Об этом свидетельствует надпись, вычеканенная на ризе сей иконы… Есть предание, что тому лет семьдесят ночью на 7 декабря загорелась пред сею иконою сама собою свеча… С тех пор пред иконою постоянно теплится неугасимая лампада». Образ этот был датирован 1684 годом. Судьба его неизвестна.
Сообщает историк и о росписях в этом храме: «В холодном храме… живопись на стенах, произведенная старанием бывшего начальника завода секунд- майора Елисея Чадина на средства заводского приказчика Алексея Вогульского. Живопись производили местный житель Влас Иконников и экономический крестьянин Евдоким Тупасов за 300 рублей. Работа начата в 1778 г., а окончена в 1780 г. В 50-х гг. [XIX] века живопись эта сбита и стены оштукатурены… Замечательного при Христорождественской церкви немного… Преосвященный Неофит в 1862 г., 26 августа, обозревая сию церковь, сказал: «Ветоши много, а древностей нет». Упоминается в описании этого храма имя иконописца Епифанова, две ризы и стихарь из шелковой серебряной парчи — остаток имущества Пыскорского монастыря — и напрестольное Евангелие, приложенное в 1788 г. главным смотрителем Дедюхинских промыслов секунд-майором Максимом Яковлевым Старовым. В коллекции Березниковского музея хранится образ Архангела Михаила, написанный на двери иконостаса собора в XIX в.
На колокольне были установлены часы с курантами и имелась пушка для пасхальной стрельбы (последняя хранится в Березниковском музее им. И. Ф. Коновалова). Храм был обнесен чугунной литой оградой на каменных столбах. В соборе имелось два старинных резных иконостаса. Библиотека насчитывала 370 томов книг. Собор был закрыт в 1930-х гг. Здание использовалось под швейную фабрику.
Церковь на кладбище находилась на юго-восточной окраине села у Чашкинского истока. Построена в 1852 г. старанием управляющего заводом статского советника Евграфа Андреевича Кармалина, по-жертвовавшего 10 тыс. рублей на содержание, «а в случае разрушения на восстановление церкви».
Деревянная, одноглавая с пятигранной алтарной частью. Колокольня с колоннами в верхнем ярусе увенчана куполом и шпилем. После пожара 1854 г. своего священника не имела, была приписана к дедюхинскому собору.
В1897 г., как сообщает церковная опись, было произведено поновление живописи внутри церкви «иконописных дел мастером Алипием Васильевичем Федосеевым, чердынским купцом, всего 14 сюжетов (приводится описание). За работу эту и ряд написанных икон было ему выплачено 1200 рублей.
Во время изъятия церковных ценностей в 1922 г. один из перечисленных в описи образов, в окладе которого было 140 брильянтов, был перенесен в церковь села Ленва. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. Церковь всех Святых закрыта и разобрана в 1953 г. По свидетельству жителей поселка, бревна от раскатанной церкви были использованы при строительстве дачи одним из местных чиновников.
История Дедюхина закончилась бесславно в середине 50-х гг. XX в. в связи с созданием Камского водохранилища. В числе последних построек, еще некоторое время сохранявшихся на его территории, был монументальный Христорождественский собор, уникальный по своей исторической значимости, но исключенный из списка памятников. Затопление ему прямо не угрожало, хотя вряд ли бы он уцелел в условиях существовавшего в годы атеизма кощунственного отношения к древним постройкам. В 1953 г. была создана комиссия по ликвидации объекта и год спустя собор был взорван.
По инициативе краеведа И. Ф. Коновалова несколько икон из главного иконостаса (далеко не лучших) передали в Березниковский музей. Перед ликвидацией собора был демонтирован механизм курантов и часов на колокольне храма, снята сигнальная пушка. Часть икон передали в действующую тогда Ленвинскую Свято-Троицкую церковь. Пушка при транспортировке была утеряна и по странной случайности несколько лет спустя найдена рыбаками в болоте и попала в музей под названием «красной», так как, выкрашенная в красный цвет, участвовала в боях гражданской войны. Сохранялась и прекрасная чугунная литая ограда собора. Ею в 40-е гг. XX в. обнесли территорию Березниковской поликлиники на ул. Деменева, в 1948 г. сделали отливки по ее образцу для Треугольного сквера, но отливки получились весьма низкого качества. К сожалению, два года назад ограды заменили, а дедюхинские — пропали.
История с часами и курантами до сих пор не ясна. Часы с боем являлись не только привилегией Дедюхина. Когда-то существовали куранты и в Усолье, на главной соборной звоннице. Кстати, дедюхинские были изготовлены по образцу усольских соборных, погибших в пожаре 1842 г. Дедюхинским, казалось, повезло больше. Часовой механизм, снятый с колокольни, вывезти в Березники так и не собрались — его временно зарыли близ собора. В 1967 г. мы были с И. Ф. Коноваловым на развалинах дедюхинского собора, но точное место захоронения курантов он не смог определить — территория сильно заросла. Остается уповать на случайность, как было с дедюхинской пушкой.
Виктор Цыпуштанов, https://berezniki.bezformata.com/listnews/gorod-za-lenvinskimi-zalivami/44349351/