Деденево. Спасо-Влахернский монастырь.

МОНАСТЫРЬ СПАСО-ВЛАХЕРНСКИЙ организован в 1861 г. на основе женского общежития, учрежденного в 1854 г. по инициативе А.Г. Головиной. Комплекс, сложившийся во второй половине XIX — начале XX в. на месте усадьбы Головиных, занимает квадратный, застроенный по периметру участок на вершине холма. Исторические и топографические условия формирования определили его своеобразную внутреннюю организацию. Монастырская площадь отсутствует. Искусственный холм на ее месте разделяет территорию на жилую северную часть с плотной деревянной и каменной периметральной застройкой и южную с массивным объемом доминирующей в комплексе Спассской церкви. Часть домов и деревянная Дмитровская церковь 1864 г. разобраны.
За пределами монастыря находятся принадлежавшие ему конный двор, гостиница, больница и приходская церковь. В ансамбле наибольшей художественной значимостью и выразительностью облика обладает грандиозная Спасская церковь. Кирпичная, с осевой трехчастной схемой, она сложилась в результате постепенного расширения усадебного храма, выстроенного В.В. и П.В. Головиными в 1798-1811 гг. Прежний крестчатый двусветный храм с центральным восьмериком от основания, с боковыми портиками и хорами в западной части был реконструирован в 1843-1850 гг. по заказу Г.П. Головина. Он превратился в массивное пятиглавое кубическое сооружение соборного типа с подвалом-усыпальницей и двухэтажными угловыми ячейками для приделов. Оригинальная структура позволила разместить в нем десять капелл. Центрическое здание получило строгую обработку стиля ампир и крупные, увенчанные фронтонами портики, западные барабаны служили звонницами. В конструкциях и декоре храма широко применен белый камень.
В 1886 г. по проекту Н.В. Никитина перед церковью была сооружена монументальная колокольня романского типа с трехэтажным основанием и квадратной центральной башней. Формирование памятника завершилось в 1890 г. постройкой между храмом и колокольней двусветной трапезной с прекрасно организованным внутренним пространством. Высокое центральное помещение с парусным сводом ограничивают эффектные аркады боковых двухэтажных галерей, объединявшихся между собой западным балконом на чугунных стойках. Верхняя галерея имела парапет из бронзы.
Памятник сильно пострадал от обстрела в годы Великой Отечественной войны: утрачены его завершения, нарядное убранство украшенного колоннами интерьера и живопись 1910 г., выполненная по эскизам В. Васнецова. Преимущественно деревянные жилые и хозяйственные монастырские здания в один и два этажа, в том числе просфорный дом, трапезная, иконописная мастерская, представляют образцы рядовой массовой застройки своего времени и в этом отношении очень характерны. В наружной обработке одних живы традиционные ампирные мотивы, другие тяготеют к псевдорусским формам.
Статья из «Памятники архитектуры Московской области». —  Москва, Стройиздат, 1999. Е.Н. Подъяпольская.
В августе 2002 года монастырь представлял из себя одну большую стройплощадку. Ремонтировалось все одновременно, что видно на фотографиях.

Спасо-Влахернский монастырь, 2 класса, общежительный, в 13 верстах от города Дмитрова, при селе Новоспасском. Учрежден в 1861 году из основанной в 1852 году вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, — список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы ( и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном святой царицей Пульхерией (см. 10 сентября) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 году) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 году великий князь Василий Дмитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При монастыре больница.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Своим возникновением Спасо-Вларенский женский монастырь, расположенный в селе Деденево, обязан прославленному роду Головиных. Деденево, ранее называвшееся Ново-Спасское, принадлежало этому роду с 1687 года, когда его купил Василий Петрович Головин. Его сын в 1798 году заложил в своем родовом имении храм во имя Спаса Нерукотворного. Строительство этого обширного и величественного здания продолжалось почти сто лет, и было завершено в 1890 году.
Спасский собор был освящен в 1858 году в честь Спаса Нерукотворного – родовой иконы Головиных, написанной Андреем Рублевым. В этом храме хранились все родовые святыни Головиных, множество древних икон, более трехсот частиц святых мощей и богатейшая церковная утварь.
В соборе было десять престолов: в честь Влахернской иконы Божией Матери, освящен в 1832 году; в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1840 году; в честь Бесплотных Сил Небесных, освящен в 1852 году; Всех Святых, освящен в 1853 году; в честь Страстей Христовых, освящен в 1853 году; в честь священномучеников Кирика и Иулиты, освящен в 1855 году; в честь Спаса Нерукотворного, освящен в 1858 г; в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, освящен в 1860 году вместо бывшего здесь придела преподобного Сергия; в честь Святителя Николая Чудотворца, освящен в 1867 году; в честь преподобного Сергия Радонежского, освящен в 1869 году.
В 1854 году владелица села Анна Гавриловна, урожденная княжна Гагарина, движимая чувством сострадания к бедным, изъявила желание устроить женское общежитие, чтобы впоследствии его можно было преобразовать в монастырь. С 1862 года, после получения разрешения Святейшего Синода, началась полноценная жизнь обители. К концу XIX века в обители было три храма. Наряду с главным десятипристольным Спасским собором, в 1864 году был освящен храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского, который устроила игуменья Серафима из пожертвованной помещицей Т.А. Поповой, деревянной церкви по имя Пресвятой Богородицы. Третий каменный кладбищенский храм в честь иконы, Божией Матери «Нечаянная радость» перестроен из часовни Смоленской иконы Божией Матери в 1910-1911 годах по проекту М.Д. Холмогорова.
В монастыре было обширное хозяйство. Сестры несли различные послушания: писали иконы, шили золотом церковные облачения, изготавливали одежды для сестер, выращивали овощи (особенно славилась монастырская квашенная капуста), работали в саду и разводили цветы, ловили рыбу в монастырском пруду. В 1914 году в обители насчитывалось около 300 насельниц.
В 1922 году монастырь был закрыт советской властью. Сестры организовали трудовую сельхозартель «Влахернскую». В 1924 году артель была упразднена ввиду «сохранения монастырского уклада жизни». В 1928 году на территории монастыря был размещен дом инвалидов (впоследствии ставший санаторием для участников Великой Отечественной Войны) Но службы в Спасском храме продолжались, и монахини жили в оставшихся незанятых монастырских постройках. Окончательное закрытие обители произошло около 1931 года. В это время были арестованы 42 монахини.
Храм Димитрия Солунского сгорел в 1939 году. Церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в 1929 году была приспособлена под электростанцию, потом в ней находились гараж и склад. Здание Спасского собора сильно пострадало от обстрела в годы Великой Отечественной войны. Были утрачены интерьеры храма, выполненные по эскизам В.М.Васнецова, и нарядное убранство.
О судьбе богатейшего имущества монастыря мало что известно. Часть его хранится в московских музеях. Чудотворная Влахернская икона Божией Матери находиться в центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева. Икона получила своей название от Константинопольского храма, названного по имени скифского воеводы Влахерна, убитого на этом месте. После взятия турками Константинополя икону некоторое время скрывали в Патриархии, откуда для безопасности она была отправлена на Афон. Здесь иноки, благоговея к иконе Багоматери, сняли с нее форму и отлили еще три подобные иконы из воскомастики и пепла святых мучеников, сожженных в Ниокамии. Все четыре иконы в 1654 году отправили в Россию в дар царю Алексею Михайловичу. К Головиным одна из икон попала в 1713 году. Судьба трех других икон, написанных Рублевым: Спаса-Нерукотворного, Владимирской иконы Божией матери и Одигитрии, Смоленской иконы – неизвестны.
В 1993 году восстановлена и возвращена верующим церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Вновь отстроен деревянный храм Димитрия Солунского. Отреставрированы часть ограды и главный Собор. Второе открытие монастыря состоялось в 2001 году.
Из книги: Святыни земли Дмитровской. — М., 2005

Спасо-Влахернскій 2-го класса общежительный женскій монастырь въ 100 саж. отъ платформы Савеловской жел. дор. „Влахерна», въ 7 вер. отъ станціи той же дор. „Икша» и въ 11 вер. отъ уезд. гор. Дмитрова, при селе Новоспасскомъ-Деденев?, близъ реки Икши. Основанъ въ 1852 г., по определенію св. Синода отъ 18—31 марта того же года, вдовою маіора Анной Гавріиловной Головиной, урожденной княжной Гагариной, и сыномъ ея Гавріиломъ Павловичемъ Головинымъ; открыть въ 1854 г. въ виде женской общины, которая въ 1861 г. была переименована въ общежительный мон — рь.
Храмовъ два:
1) каменный, во имя Нерукотвореннаго образа Спаса (построенъ въ 1811г.), съ 9 приделами: въ честь Влахернской иконы Б. M., въ честь Іерусалимской иконы Б. M., въ память Страстей Христовыхъ, во имя св. Кирика и Іулитты, въ честь Покрова Б. M., во имя Безплотныхъ Силъ, во имя Всехъ Святыхъ, во имя Св. Николая Чудотворца, во имя пр.Сергія Радонежскаго; 2) деревянный во имя св. Димитрія Солунскаго (построенъ въ 1864 г.).
Въ соборномъ храме хранятся следующія замечательныя иконы: Нерукотвореннаго Спаса, по преданію письма Андрея Рублева, которою въ 1391 г. вел. кн. Василій Димитріевичъ благословилъ Мангупскаго князя Стефана Васильевича Комнина, предка Головиныхъ; 2) икона Знаменія Б. M.,которую кн. Михаилъ Васильевичъ Скопинъ-Шуйскій далъ въ 1610 г. своему сподвижнику Семену Васильевичу Головину; 3) Влахернская икона Б. M. Изъ воскомастики, списокъ съ находящейся въ Московскомъ Успенскомъ соборе; 4) икона Нерукотвореннаго Спаса, письма Феодота Ухтомскаго; 5) Іерусалимская икона Б. M., строгановскаго письма, особо чтимая; 6) икона Вседержителя, письма Феодора Уланова1507 г. Въ деревянномъ храме имеется древняя икона Нерукотвореннаго Спаса, которая, какъ видно изъ надписи на ней въ 1574 г., была въ покояхъ царя Іоанна Грознаго. Больница для сестеръ обители. Гостинница для богомольцевъ (съ 1878 г.).М — рь владеетъ 238 дес. земли. Игуменія, монахинь 38, послушницъ 200.
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, изд.А.Д. Ступина, стр.517-518.

Спасо-Влахернский монастырь, 2 класса, общежительный, в 13 верстах от города Дмитрова, при селе Новоспасском. Учрежден в 1861 году из основанной в 1852 году вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, — список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы ( и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном святой царицей Пульхерией (см. 10 сентября) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 году) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 году великий князь Василий Дмитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При монастыре больница.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

При приближении к посёлку Деденево уже издалека виден вознёсшийся над деревьями и крышами жилых домов величественный, голубой в золотую звёздочку, купол с изящным барабанчиком-беседкой на нём. Это собор Спаса Нерукотворного Образа, главный храм Спасо-Влахернского женского монастыря. Монастырь — относительно молодой, середины ХIХ века, само село (ныне — посёлок) значительно древнее. По некоторым свдениям, в 1295 году здесь был убит разорявший русскую землю ордынский царевич Тудан, он же, в русской транскрипции, Дюдень. Вспомним «Дюденеву рать». Вот это как раз о нём. И название населённого пункта тоже, как иногда утвержается, оттуда. Правда, в духовных грамотах Деденево упоминается только в 1504 году, но не запретишь ведь посёлку иметь красивую легенду о своём происхождении?
В ХVIII веке Деденево принадлежало семье Головиных, фамильной святыней которой являлся список Влахернской иконы Божией Матери. В 1713 году для неё построили деревянный Спасский храм. В 1798 году обветшавшую церковь начали перестраивать в камне. А в 1854 году при ней сформировалась женская община, семь лет спустя преобразованная в полноценный монастырь. Спасским он называется — по главному храму, Влахернским — по главной святыне. Интересно, что для того, чтобы устроить обитель, Головины даже перенесли на другое место свой родовой дом. Отметим, что перестройка Спасского храма, начатая в конце ХVIII века, затянулась — лишь к 1818 году закончили трёхкупольный храм, а в середине столетия его расширили, сделав пятиглавым. В 1886 году собор обзавёлся новой колокольней, изначально стоявшей отдельно. К 1890 году построили обширную трапезную, объединив в один ансамбль ампирный собор и эклектичную колокольню. Собор — безусловно, главный и самый выразительный храм обители, но обратим внимание и на скромную деревянную церковь рядом — это храм Димитрия Солунского, перевезённый сюда из села Горбунова ещё до революции, точнее — его реплика. Оригинальная церковь сгорела в 1930-е годы. Кстати, и собор в советское время сильно пострадал. Да что там, едва не был снесён — в 1937 году его пытались взорвать, но не смогли: купола и своды обрушить богоборцам удалось, но тело храма устояло, что дало возможность пусть не в скором времени, но восстановить его.
Возвращаясь к деревянной церви: рядом с ней находятся две скромные могилки. Под простыми деревянными крестами погребены — деденевские матушки: схимонахини Серафима (Кочеткова; 1858-1928) и Мария (Буторова; год рождения неизвестен, умерла в 1939 году). Обе очень почитаемы в этих краях. Серафима (до пострига Мавра) памятна в обители как «неусыпная молитвенница и великая постница». После того как она в молодые годы решила посвятить себя Богу, её стали одолевать всевозможные искушения, — и тогда Мавра в молитве обратилась за помощью к Господу… Мы не знаем в точности, что произошло тогда, но она получила ответ и узнала, что ради избавления от бесовской напасти должна перенести тяжкую болезнь. Вскоре её разбил паралич, и до конца жизни матушка Серафима была прикована к постели, но при этом у неё открылся дар предвидения, к ней потянулись жаждущие поддержки… Матушка Мария происходила из крестьян, в раннем детстве ослепла. Родители отдали её на воспитание в Спасо-Влахернскую обитель, где она покорила и насельниц, и визитёров своим редким умением никогда не унывать, а главное — дарить радость всем, кого застала печаль. Обе матушки умерли после революции, когда монастырь уже был закрыт. Их похоронили на обычном сельском кладбище. Когда его сносили, местные жители долго хлопотали о перенесении останков из двух «бесхозных» могилок в обитель. И добились своего. По рассказам местных жителей, матушки Серафима и Мария и после смерти творят чудеса: избавляют от скорбей, помогают в осуществлении заветных желаний.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №100, 2014 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?