Соборный храм в честь Вознесения Господня, во имя Спаса Вседержителя, 1327-1335 г.г. постройки, отличается сложной архитектурой, в которой прослеживается западное влияние — как готическое так и романское. Церковь отличается стройными, гармоничными пропорциями, богатством декоративного убранства. Храм представляет собой пятинефную базилику с трёхнефным притвором и куполом, облицованную квадрами тёсаного пурпурного, светло-жёлтого и чёрного мрамора. В архитектурном оформлении фасадов использованы романские и готические детали: лизены с аркатурным фризом на консолях, каменная пластика на порталах и капителях. Внутри поверхность выложена ониксом. Внешние скульптурные барельефы навеяны апокалиптическими образами.
Фресочная роспись, выполненная в 1335-1350 г.г., состоит из более чем тысячи изображений и на начало XXI в. является самым большим сохранившимся памятником средневековой монументальной живописи в Сербии. Живописный ансамбль носит энциклопедический характер и включает 20 отдельных циклов изображений. В их составе как традиционные сюжеты — Двунадесятые праздники, Страсти, Чудеса и Притчи Христовы, Богородичный цикл, Вселенские Соборы, Месяцеслов, Страшный Суд, жития святителя Николая, пророка Иоанна Предтечи, святых воинов Георгия и Димитрия, евхаристические и ветхозаветные композиции, так и более редкие: иллюстрации Книги Бытия, Деяний Апостолов, Притч Соломоновых, Акафиста, Книги пророка Даниила, Древо Иессеево и Лоза Неманичей. Особое внимание уделяется изображениям правителей Сербии, которые предстают в ктиторских композициях и в сцене, иллюстрирующей завершающую строфу Акафиста. Другим ярким нововведением стало изображение Чина проскомидиив жертвеннике, совершаемого первоиерархами Сербской Церкви святителями Саввой и Арсением. Стиль росписей академизирует художественные традиции эпохи Милутина. Сухость и бесстрастность этого искусства сочетается с яркой декоративностью ансамбля, изобилующего повествовательными деталями.
В монастырской ризнице сохранились произведения сербского ювелирного искусства, около 60 икон XIV-XVII в.в. — богатейшая коллекция икон в Сербии. Имеются деревянный иконостас XIV в., трон игумена и резная гробница святого короля Стефана Дечанского.
http://drevo-info.ru/articles/22644.html
Длина дечанского собора составляет 36 м, ширина – 24 м, а купол возвышается до высоты 29 м. Собор возведен безупречно из драгоценного, отшлифованного до блеска двухцветного камня, во многом подчеркивающего великолепие здания. Изысканная многоцветность фасада достигнута чередованием двух видов мрамора: желтоватого оникса из окрестностей г. Печ и красноватолиловой дечанской брекчии.
В литургическом смысле, церковь разделена на алтарную часть, наос и притвор. Наос занимает три центральных нефа продольной части собора и отделен от приделов высокими парапетными плитами. Южный придел посвящен свт. Николаю, а северный св. Дмитрию Солунскому.
Самым широким и самым высоким является пространство главной части храма – наоса; алтарь и притвор ниже по отношению к нему, а самыми низкими являются обособленные приделы. Таким образом, архитектурная гармония достигнута ступенчатым нарастанием масс и постепенным воздвижением скатов кровель к увенчанной высоким куполом центральной части здания.
http://www.decani.org/ru