Двинский крепостной собор в честь Рождества Христова. Собор находится в самой крепости, расположенной в 2-х верстах от города Двинска, в местности низменной, на берегу реки З. Двины.
Местность, на которой в настоящее время находится крепость, куплена у иезуитов в Бозе почившим Императором Александром Благословенным в 1811 году: она принадлежала Ливонии. Рыцари-меченосцы соорудили тут сильно укрепленный замок в конце XIII столетия, а затем Стефан Баторий, польский король, воздвиг крепость в 1582 году. По преданию, сохранившемуся в народе доселе, костел (ныне крепостной собор) устроен иезуитами приблизительно в 1721 году. При нем была учреждена и коллегия, которая имела подземный ход. Здание костела весьма обширное и в два света в строго-римском стиле. Взамен глав над ним с фронтона возвышаются две очень высокие башни четырехугольного типа; в одной из них помещаются железные часы, а в другой колокольня, на которой имеются и до ныне сохранившиеся 3 иезуитские колокола с латинскими надписями: на 1-м, в 120 пудов, вверху: «Gloria in excelsis Deo», внизу: «Ме judit sustavus more anno», сбоку: «In livonum terris lucem dat Hamma videre thadai nomen das Casimire levans a metis tu decus sumunt et junera planatus dissipo si pulsov julcura sava sano»; на 2-м, в 20 пудов, вверху: «Dominus Deus cabbat sanctus», по средине изображено Распятие Спасителя и надпись: «Iesus amor meus crustxexus est», а внизу, с другой стороны, надпись: «Prust cors do vsem coscele nec bedse tu sbava ot samego ot lana m. mecohomme lato naxvalu emu dsvuciem»; на 3-м, в 10 пудов, посредине изображение Евангелиста Марка со львом и надпись: «Pod titulem sventego Marca so starania Stefana Sterbovica altaristi laticov scago eat teu dsvon ot lanu u rocu 1803 docladem dobrodsiem teuse altarem». По повелению Императора Николая I на колокольне собора в 1833 году повешен колокол с надписью: «Вылит из орудий, отобранных у польских мятежников».
По передаче этого костела в Православное ведомство, инженеры думали было придать ему и вид византийский, как более соответствующий характеру православных церквей, но попытки их в этом направлении ограничились лишь тем, что они сняли крышу, заменив ее новою, а глав им устроить не удалось, так как для этого потребовалось бы снять обе башни, что не разрешено вероятно в видах сохранения исторического памятника. И таким образом настоящий военный крепостной собор в Двинске, по внешнему своему виду, остается римско-католическим костелом.
Внутри крепостной собор поражает посетителей своею колоссальною поместительностью и высотою, обилием света и изящною отделкою орнаментов; 8 великолепных колонн коринфского стиля, в нижней части которых зиждутся на пьедесталах еще по 4 малых колоннок, придают собору еще более грандиозный колорит; прекрасно устроенные хоры и горнее место, представляющее собою вид часовни с портиками и с 4-мя искусно украшенными колоннами вверху и внизу, добавляют красоту храма *).
*) Инициатива блестящей внутренней реставрации собора всецело принадлежит Государю Императору Николаю I, который из собственных своих средств пожертвовал на это дело 10.000 рублей.
Самый иконостас собора построен по плану, одобренному Его Величеством, и при том же на его личный капитал. Главный престол собора освящен Рождеству Господа Нашего Иисуса Христа, а боковой, в приделе — Покрову Божией Матери. Собор имеет у себя достопримечательную святыню — чудотворный образ Владимирской Божией Матери в массивной серебряной, богато вызолочен, в ризе и киоте, работы Сазикова*). По штату при соборе положены: настоятель — протоиерей, один священник, диакон и три псаломщика. Квартиры для причта натурою.
К собору приписаны церкви: крепостная кладбищенская, интендантская и церковь Двинского лагерного артиллерийского сбора. При соборе — церковно-приходская школа.
*) Об иконе оставлено следующее письменное свидетельство: в 1829 году, во время Турецкой кампании Саперный батальон был экстренно вызван из крепости и перед выступлением своим он передал батальонную икону Владимирской Божией Матери, которой ежегодно праздновал, в Двинский крепостной собор. В Двинск Саперный батальон снова не возвращался, и с тех пор, т.е. с 1829 года, эта икона сделалась достоянием собора. Особо чтимой икона сия стала в 40-х годах прошлого столетия, когда в Двинске свирепствовала сильная холера, унося ежедневно целыми десятками свои жертвы. Православные и католики со слезами на глазах и с сокрушением в сердце стали притекать к Богородице с молитвами. Эпидемия с каждым днем стала уменьшаться и в скором времени совсем прекратилась. С тех пор Владимирская икона Богоматери и становится особо чтимой иконой как среди православных, так и среди католиков. В память великого чуда милости Божией, явленной над отечеством Нашим 17 октября 1888 года при крушении царского поезда, пред этой иконой установлено с 1889 года чтение акафиста ежедневно по понедельникам в 11 часов дня.
Г.А. Цитович «Храмы армии и флота». Пятигорск, 1913
Грандиозный барокальный костел иезуитов при иезуитской коллегии был построен в Динабурге в 1737-1746 годах. Строительство крепости Динабург началось в 1810 году, в ожидании войны с Наполеоном. Цитадель строилась по указу императора Александра I, по ходатайству военного министра Михаила Барклая-де-Толли. Руководить работами поручили военному инженеру, генерал-майору Е.Ф.Гекелю, который выбрал место для закладки крепости и подготовил проект. Согласно этому проекту, инженерное ведомство выкупило у иезуитов принадлежавшие им земли, здания и церковь за 300 тысяч рублей. Крепость Динабург была решена в виде укрепленного города, овальная в плане территория которого регулярно членилась крупными кварталами. В центре расположена квадратная (150 х 150 м) плац-парадная площадь, рядом с ней и находились главная вертикальная доминанта территории – иезуитский костел.
26 мая 1811 года иезуитский костел был обращен в православный гарнизонный собор. В 1812 году недостроенная крепость стала достойной преградой на пути наполеоновских войск. В 1813 году строительство крепости было продолжено, но в боевых действиях она больше никогда не участвовала. Капитальный ремонт собора в связи с переоборудованием здания был осуществлен в 1828 году. В соборе было два престола, главный — во имя Рождества Христова и южный — придел Покрова Пресвятой Богородицы.
В годы Первой Мировой войны в крепости располагался штаб Двинского военного округа, военный госпиталь. 2/15 ноября 1914 года крепостной госпиталь и службу в соборе посетили Государь Император Николай II и Государыня Императрица Александра Феодоровна, со старшими дочерьми Великими княжнами Ольгой Николаевной и Татьяной Николаевной.
За годы войны собор пришел в запустение. Были разбиты окна, протекала кровля. С 1920 по 1940 год на этой территории были расквартированы полки Земгальской дивизии Латвийской армии. Для нужд гарнизона крепостной собор был восстановлен как лютеранский храм. Левый придел был передан католикам, а правый (южный), стараниями митрополита Августина, бывшего в то время гарнизонным священником в Даугавпилсе и с разрешения военных властей, в 1926 году был отдан православным. На собранные по подписным листам деньги был устроен иконостас, приобретена необходимая утварь, и 23 ноября 1926 года протоиерей Августин Петерсон освятил придел во имя Пресвятой Троицы. Приход сложился из офицеров и инструкторов православного вероисповедания, служивших в Даугавпилской крепости.
Во время фашистской оккупации в крепости находился концентрационный лагерь советских военнослужащих Шталаг-340. Собор был частично разрушен в 1944 году. После войны в крепости квартировали части 308-й Латышской Краснознаменной стрелковой дивизии. С 1948 года здесь находилось Даугавпилсское Высшее военное авиационное инженерное училище им. Я. Фабрициуса, где готовили инженерно-технический состав для авиации ВВС и ПВО. В 1958 году здание собора было полностью демонтировано.