Даугавпилс. Моленная Рождества Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца на Новом строении.

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
Тут же неподалеку [от БОРИСОГЛЕБСКОГО СОБОРА], в окружении столетних лип, стоит еще одна русская церковь: старообрядческий храм св. Николы. Старообрядцы стали прибывать в Латгалию во второй половине XVII века. Поток беженцев продолжился и при Петре I. Старообрядцы, приверженцы старых обычаев, не принимали его заморские новшества. Ирония судьбы заключалась в том, что путь тверских изгнанников лежал на запад — в ту самую Ливонию, откуда поначалу и приходили петровские нововведения. Несмотря на всевластие католической церкви, обстановка в польской Инфлянте была более вольготной: Латгалия стала их второй родиной.

Жестокие преследования на родине, строгость религиозных предписаний сделали раскольников отличными от их собратьев. «Старообрядцы, — писал ученый краевед Без-Корнилович, — трезвы, расторопны, трудолюбивы, но горды и недоверчивы: между ними честное слово действительнее всяких письменных обязательств. В избах и одежде соблюдают чистоту и опрятность; любят жить в довольстве, занимаются домостроительством, пчеловодством, извозами: по деревням скупают мед, воск, сушеные белые грибы, полотна, нитки; у помещиков в садах закупают яблоки, груши, ягоды; развозят их по городам и местечкам».
Церковь строилась в 20-е годы XX века, и в ее внешнем облике, несомненно, проступает желание подчеркнуть, что старообрядцы придерживаются не только русской архитектурной традиции, но и причастны к западной почве, с которой их связывает многовековая история.

«По Латгалии» Л.Л. Тайван, Москва «Искусство» 1988 г.

Фундамент храма заложен в 1908-м году. До высочайшего царского Манифеста (1905) «О началах веротерпимости» староверам запрещалось строить молитвенные здания в виде церкви. Если на первом этапе работы по возведению храма продвигались довольно скоро, то позднее дело затормозилось из-за некоторых несогласий в строительстве. Первая мировая война, спешившая вслед за ней революция и совсем остановили задуманное. После столь трагических событий населению города нечего было пожертвовать на храм. Но как сказано в Библии, время разбрасывать и время собирать камни. Делегаты IV Вселатвийского съезда Старообрядческой церкви в 1925 году твердо высказались за завершение строительства храма. Особую моральную и материальную поддержку идея получила у депутата Сейма от староверов М.А.Каллистратова, который вышел с ходатайством к правительству о государственном субсидировании. В результате было выделено 1,5 миллиона рублей. Остальная сумма собиралась всем миром: двинчане вносили материальные пожертвования, безвозмездно трудились на строительстве, выделяли гужевой транспорт. Каждому в отдельности для свершения общего дела помогала молитва. Постепенно вырисовывалась симметричная композиция всего здания, в архитектуре которого переплелись русские и западные традиции.

21 сентября 1928 года, на праздник Рождества Богородицы, состоялось всенощное бдение и освещение храма, строительство которого затянулось на 20 лет. На радостное и долгожданное событие съехались 30 духовных наставников, депутаты Сейма, представители старообрядческих общин из Риги, Екабпилса, а также из Двинского, Резекненского и Илукстского уездов. С.Е.Щербаков, председатель Совета общины, обратил слова христианской благодарности к депутату М.А.Каллистратову, инженеру-производителю работ Ж.Комиссару, духовному отцу Авдию Иосифовичу Екимову.

Но богослужения в храме прервали трагические события Второй мировой войны. В 1941-м от него остались лишь изуродованные бомбежкой стены. По окончании войны двинчане-староверы во главе с наставником отцом Даниилом Михайловым и председателем Совета общины Г.А.Танеевым приложили немало усилий для восстановления многострадального храма. Активное содействие оказывали прихожане общины. Значительные пожертвования икон внесли московские староверы. По результатам научных исследований более 600 книг и икон храма вошли в реестр художественных ценностей республики.

Жанна ЧАЙКИНА газета «Сейчас» июль 2008 г.

http://www.dautkom.lv/?lang=ru&id=22&year=2008&month=7&n=286&item=2921

17 апреля 1905 года Кабинетом Министров было принято постановление «О укреплении начал веротерпимости», снявшее ряд ограничений для приверженцев старой веры. 1-я Новостроенская старообрядческая община в Двинске была зарегистрирована 6 августа 1907 года и вскоре обратилась в городское самоуправление с просьбой об отводе участка земли для строительства храма. Принимая во внимание отсутствие культового здания в этой части города, управа выделила землю безвозмездно. В 1908 году состоялась торжественная закладка первого камня храма. К 1914 году были возведены стены на высоту двух этажей. Началась война, затем — революция. Строительство было приостановлено, стены стояли без крыши до 1926 года. Через своего представителя – депутата Сейма Латвийской Республики Мелетия Каллистратова – совет 1-ой Даугавпилсской Новостроенской общины обратился в правительство с ходатайством о выделении государственных средств на окончание стройки, которое было удовлетворено. Техническое руководство строительными работами было доверено инженеру Ж. Комисару. Освящение храма состоялось 22 сентября 1928 года. Во время Второй Мировой войны храм сильно пострадал от пожара. После войны началось его медленное восстановление силами прихожан. По мере сил помогали и другие приходы Латвии и Москвы. В 1966 году из Орехово-Зуева были переданы иконы старого палехского письма. В 1988 году, к празднику 1000-летия крещения Руси было завершено устройство шестиярусного иконостаса. В 1993 году рядом с храмом была построена небольшая часовня для совершения заупокойного чтения псалтыри по умершим.

Имя архитектора — автора проекта храма нам неизвестно. Величественный замысел зодчего, обусловленный стремлением воплотить в камне творческий потенциал староверия, вынужденно пребывавший под запретом, был осуществлен, несмотря на трудные обстоятельства строительства. Объемная композиция храма строго канонична. Четко читается кубический основной объем, перекрытый четырехскатной крышей и увенчанный большой главой с крестом. Малая глава и пологий шатер возведены также над колокольней. Первоначальная форма глав была очень изящна и имела хорошие пропорции. Барабан большой главы открывался в интерьер храма, освещая его через шесть окон. Кровля и главы храма сгорели во время войны. Теперь мы видим главы, восстановленные в трудных условиях советского времени. К сожалению, их форма несовершенна, пропорции грузные, свет не проникает в интерьер. С такими главами образ храма, посвященного Богородице, частично потерял свою прежнюю устремленность в небо, изящность пропорций.

Алтаря нет, как и положено в моленных, но на восточном фасаде сделана небольшая прямоугольная пристройка, соответствующая нише в интерьере. Восточный фасад украшен тремя фресками-иконами в киотах. Пониженная трапезная часть храма зрительно подчеркивает вертикаль колокольни. Колокольня решена в виде прямоугольной башни, «вырастающей» из крыши двухэтажной западной пристройки. Эта лапидарная форма, как влияние региональных традиций, привнесена из деревянного зодчества староверов даугавпилсского региона. Такое решение часто встречается в сельских молельнях. Фасады храма решены в русском стиле с элементами модерна. Влияние стиля модерн ясно читается в форме трех высоких порталов (h = 16 m), украшающих западный, северный и южный фасады храма. В 2002 году над входом установлена икона святителя Николая Чудотворца, канонически точно выполненная Николаем Портновым.

Планировочное решение здания очень лаконичное и ясное : узкий притвор, направо из него – крестильня, налево – лестница на хоры, затем невысокое пространство под хорами, отделенное столпами и арками от основного помещения храма. Основное пространство высокое, просторное, перекрыто плоским перекрытием, решенным в виде подвесного многогранного «неба», на котором читается крест. С потолка спускаются три красивых паникадила. Украшением интерьера служит высокий иконостас. Деисис, праздничный ряд иконостаса и две храмовые иконы — работы вильнюсского мастера-иконописца Ивана Михайлова (1893 – 1993). В центральной части восточной стены устроена ниша, в которой стоит престол с большим Распятием.

Источники информации :
1) Kaminska R., Bistere A. «Sakrālās arhitektūras un mākslas mantojums Daugavpils rajonā», Rīga 2006.
2) Гузик А., Жилко А. «Старообрядческие храмы Даугавпилса», SAB – 1999.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?