Даугавпилс. Моленная Благовещения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Гайке.

В лесистой местности на правом берегу Даугавы (теперь это микрорайон Даугавпилса – Гаек) староверы поселились давно. Когда в 1883 году был принят закон, позволивший староверам строить моленные, не имеющие внешних признаков культа, купец Кондратий Молчанов пожертвовал часть своей земли для постройки молитвенного дома. Хлопотал по делу его сын – Иван Молчанов. С прошениями пришлось ездить в губернский город Витебск и даже в Санкт-Петербург. В 1884 году разрешение на строительство было получено. Храм возводился на пожертвования горожан – купца Г.Васильева, семей Астратовых, Капустиных, Трифоновых и др. Кондратий Молчанов пожертвовал средства на иконы и утварь.

30 марта 1886 года храм был освящен. Сохранился проект храма. Это было добротное и нарядное каменное одноэтажное здание с двускатной крышей, в плане — с притвором и квадратным залом. Восточная и западная части здания были выделены ризалитами с фронтонами на южном и северном фасадах. Стены венчал арочный фриз. Признаков культа здание не имело. Эта часть моленной сохранилась без перестроек до наших дней.

Через 20 лет, в 1906 году, после провозглашения Указа «Об укреплении начал веротерпимости» к храму была пристроена временная деревянная колокольня на 5 колоколов, на крыше установлена маленькая глава. К Пасхе 1907 года была возведена новая кирпичная колокольня – два восьмерика на высоком четверике, большой купол, декор в виде кокошников. Архитектура колокольни была мастерски увязана с формами прежней моленной. Храм стал одним из самых красивых культовых зданий Даугавпилса. В архитектурных формах храма явно угадывается рука профессионала. Прототип каменной Гайковской колокольни, как и высокой колокольни Рижского храма Гребенщиковской общины, можно усмотреть в знаменитом Иване Великом Московского Кремля. Интересно, что Рижская колокольня была построена годом раньше, в 1906 году по проекту архитектора Александра Шмелинга (см. https://sobory.ru/photo/index.html?photo=25694 ) Гайковская колокольня меньше по масштабу, но формы обеих колоколен очень похожи, они как бы «сделаны одним почерком». Можно предположить авторство известного рижского архитектора и в данном случае.

Началась Первая мировая война. В 1915 году колокола и утварь были эвакуированы в Россию. В 1922 году храм сильно пострадал от наводнения. Приступив к восстановлению храма, прихожане вспомнили об утраченных колоколах. В 1929 году состоялось собрание двух общин – Гайковской и Старофорштадтской, на котором было решено отправить делегатов в Советскую Россию для поисков эвакуированного имущества. Советское правительство содействовало поискам. Уполномоченные К.Волосов и Д.Хутелионок нашли церковную утварь своего храма (по разным источникам – в г. Гороховец Владимирской губернии или в г. Красном). Взамен утерянных колоколов им удалось получить другие, среди них – отлитый в 1756 году для церкви Трех святителей, что у Красных ворот в Москве, большой колокол весом 64 пуда и 30 фунтов (более тонны). Возвращенные колокола и утварь были освящены 26 апреля 1929 года.

В 1941 году при вторжении немцев храм сгорел. Удалось спасти только несколько книг и икон. Богослужения продолжались в доме при храме, который уцелел. В 1947 году храм был снова восстановлен.

Интерьер храма традиционен. Зал моленной перекрыт деревянным сводом, вписанным в конструкцию крыши, в западной части – хоры. Трехярусный иконостас собран из множества разных икон.

Источники информации :
1) Старообрядческий поморский церковный календарь на 1997 год,
стр. 91-92;
2) Алексей Гузик, Алексий Жилко «Старообрядческие храмы Даугавпилса», стр. 73 – 81;
3) «Поморский вестник» № 19, 2006.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?