Даугавпилс. Гривская моленная Покрова Пресвятой Богородицы, Воздвижения Креста и Николая Чудотворца.

Согласно авторитетному источнику по истории старообрядчества в Прибалтике хронике «Дегуцкий Летописец», первые староверы появились вблизи г. Динабурга в 1659 году, спустившись в эти края вниз по Западной Двине из Полоцка. Поселились они в дер. Лигинишки, там же построили первую моленную. В 1676 году в Лигинишки прибыл иерей Терентий с сыном – первый пастырь старообрядцев в этих краях. Деревня Лигинишки впоследствии стала мызой, фольварком. По старым картам видно, что фольварк Лигинишки стоял на три версты вверх по течению Западной Двины от места впадения в нее речки Гривки, на расстоянии 1/5 версты от берега. Предположительно, первая моленная стояла у озера, вблизи дороги Грива – Лауцессы. В настоящее время это место находится в черте города Даугавпилса, а память о прошлом хранит улица, названная Лигинишкю. Со временем деревянная моленная была перемещена поближе к городу, в Гриву. Сохранился проект деревянного молитвенного дома, датированный 1890 годом. На чертеже мы видим совсем простое длинное строение с едва обозначенной надстройкой колокольни на западном фасаде. В 1905 году, после провозглашения Манифеста 1905 года о веротерпимости, проект был изменен, так как от властей было получено разрешение увеличить высоту колокольни. В процессе строительства тоже произошли перемены: колокольня была реализована в камне, а моленная, к которой она была пристроена, осталась деревянной. Через некоторое время моленная сгорела. После пожара началось строительство нового храма, его стали возводить рядом со сгоревшим, с небольшим отступом от улицы. Руководил строительством инженер Я.Синявский. Освящение храма состоялось 16 июня 1936 года. Во время войны колокольня была разрушена, ее восстанавливал сам Яков Синявский. Здание моленной прямоугольной формы, перекрыто двускатной кровлей, над восточной частью здания — небольшая глава луковичной формы. С запада пристроена трехярусная колокольня, увенчатая вогнутым шатром с главкой. Несущие конструкции здания выполнены в монолитном ж/бетоне. Сдержанный декор фасадов решен в русском стиле. Интерьер представляет собой храм зального типа, в котором иконы и все детали выдержаны в строгом соответствии старообрядческой традиции.
Источник информации: «Поморский вестник» №1 (10) февраль-март 2003 г., стр. 7, 2; Гузик А., Жилко А. «Старообрядческие храмы Даугавпилса», SAB – 1999, стр. 60-72.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?