11 сентября 1924 года была освящена православная церковь Николая Чудотворца на Гриве. Первый гривский храм, построенный в 1882 году, сгорел в 1919 годупо вине польской артиллерии. Есть и другая версия уничтожения этой церкви. Так, по версии издания „Православная жизнь”, храм мог быть уничтожен тремя годами позже изначально указанной даты и при более трагических обстоятельствах: «…Архимандрит Кирилл (Леонид Начис), уроженец г. Грива, вспоминал, что «в году в 20-м или 22-м, во время польской оккупации сожгли церковь, дом сторожа, убили псаломщика» („Православная жизнь”, август 2011 г.).
Не имея храма, священники гривского прихода стали совершать богослужения в домах прихожан. Для этих богослужений отводились отдельные комнаты. Но все понимали – Гриве нужна своя православная церковь. Отец Савва Трубицын предпринимал самые активные действия для того, чтобы ее построили. В 1924 году нашлось другое решение проблемы – в город Гриву была перенесена летняя госпитальная, которая стояла на берегу озера Шуню (в данное время там находится старый крепостной парк). Летнюю госпитальную церковь, отданную православной общине военным ведомством уже независимой Латвийской республики, поставили точно на том месте, где ранее находился первый сгоревший храм. Перенос был осуществлен с сохранением внешнего вида. Гривская православная церковь св. Николая отличается уникальной резьбой по дереву, в храме хранятся иконы, датированные началом XVII века.
В 2012 году в рамках конкурса «Сакральное наследие Латвии» церковь получила финансирование для своей реконструкции.
Источник информации
Летний госпитальный храм: версии и предположения
Нынешняя гривская церковь святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, ранее стояла на берегу озера Шуню. Проведенные недавно исследования позволяют с высокой долей вероятности говорить о том, что бывшее местонахождение храма располагается в старом парке на ул. Цесу.
По сообщению церковного историка Сергея Петровича Сахарова, первый гривский храм, постройки 1882 года, был уничтожен огнем польской артиллерии в 1919 году. Церковь сгорела со всей утварью. В свою очередь, архимандрит Кирилл (Леонид Начис), уроженец г. Грива, вспоминал, что «в году в 20-м или 22-м, во время польской оккупации сожгли церковь, дом сторожа, убили псаломщика». Таким образом, уничтожение храма могло произойти тремя годами позже изначально указанной даты и при более трагических обстоятельствах.
Дабы не оставлять прихожан без окормления, священники гривского прихода стали совершать богослужения в жилых домах, приспосабливая для этой цели отдельные комнаты. Естественно, такая ситуация не могла продолжаться вечно, и потому, когда в приход назначили отца Савву Трубицына, он стал предпринимать самые активные действия для организации постройки новой церкви на Гриве. Благо, и ситуация этому благоприятствовала.
Дело в том, что военное ведомство новообразованной Латвийской республики в 1920-х годах избавлялось от военных православных храмов, доставшихся ему в наследство от царской армии. В короткий промежуток времени гражданским православным общинам были переданы Гарнизонный собор (ныне кафедральный Борисоглебский), артиллерийская церковь (использована для строительства Петропавловского храма на Старом Форштадте) и летняя госпитальная, стоявшая на берегу оз. Шуню. Вот ее-то и перенесли на Гриву и поставили именно на том месте, где ранее находился первый деревянный храм гривского православного прихода.
Протоиерей Г.А. Цитович оставил описание летней госпитальной церкви, стоявшей некогда на березу озера Шуню в сосновом лесу среди госпитальных бараков в 1,5 верстах от Двинской крепости. Вот, что он пишет: «Летняя церковь — деревянная, очень красивая. Над церковью, в западной стороне, устроена довольно высокая колокольня с небольшим куполом и крестом; такой же купол с крестом возвышается и над алтарною частью. Вмещает 150 человек».
Заместитель директора института истории искусств Латвийской Академии художеств Рута Каминска и специалист отдела архитектуры и искусства Государственной Инспекции по охране памятников культуры Анита Бистере в книге «Наследие сакральной архитектуры и искусства Даугавпилсского района» утверждают, что новая Гривская церковь была построена по проекту синодального архитектора Владимира Шервинского. Однако нынешний вид Гривского храма ясно указывает на то, что он, при своих небольших размерах, некогда обладал сразу пятью входами (ныне четыре из них не используются, но со стороны боковых фасадов сохранились навесы на столбах, некогда эти входы украшавшие). Такая архитектура очень удобна в летнее время, когда совершается служба для большого количества молящихся, которые не могут поместиться в храме. Однако это неразумно для маленькой приходской церкви.
Таким образом, можно говорить о том, что был осуществлен именно перенос храма, с сохранением его внешнего вида. Что касается В. Шервинского, то он стал выполнять работы для Православной Церкви Латвии с 1924 года. Именно в этом году (11 сентября) и состоялось освящение Гривского храма свт. Николая, чудотворца. Если В. Шервинский действительно принимал участие в возведении данного храма, то только как специалист по монтажу разобранной церкви.
На том месте, где предположительно стояла летняя госпитальная церковь, обнаружены два сохранившихся крылечка, которые (при допустимых погрешностях при обмере храма) вполне подходят к двум неиспользуемым боковым входам нынешнего гривского храма. Есть в них и места крепления для подпорных балок, которые мы можем наблюдать у гривского храма. Впрочем, двумя вросшими в землю крылечками дело не ограничивается. Даже беглого осмотра близлежащей территории достаточно для того, чтобы составить себе примерное представление о летней госпитальной церкви.
Храм стоял на пригорке, который понижается в сторону озера. Алтарной частью он смотрел на водную гладь. По периметру территории церкви были посажены лиственные деревья, большинство из которых сохранилось и поныне. За деревьями находилась ограда на бетонных столбах (один частично вросший в дерево столб стоит и поныне). Для декора бетонных поверхностей использовалась белая керамическая плитка.
Через вторую (восточную) пару боковых входов можно было войти прямо в алтарь. Нынешний иконостас гривской Свято-Никольской церкви, перенесенный из упраздненного домового храма Двинского Реального училища, перекрывает эти входы. Получается, что иконостас госпитального храма располагался западнее — где-то на уровне нынешнего амвона.
Не стоит исключать и такую версию. В книге «Храмы армии и флота» о. Г.А. Цитович пишет, что церковь Двинского военно-местного лазарета в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости» была летней и зимней. Поэтому возможно, что у летнего храма вообще не было своего престола, а равно и постоянного иконостаса. Для совершения литургий могли использоваться переносные престол, жертвенник и иконостас, которые уносились после службы. Таким образом, церковь могла большую часть времени эксплуатироваться как часовня (отсутствие алтарной апсиды — лишнее тому доказательство).
Юрий Петровский, «Православная жизнь», август 2011 года, стр. 12-13.
http://dinaburg.ru/viewtopic.php?id=2794
В Гривском Свято-Никольском храме установлен одноярусный резной иконостас, который прежде украшал домовый храм Двинского реального училища. После упразднения учебного заведения иконы и иконостас были перенесены на Гриву – в этом храме среди прочих хранятся 11 икон XVII века.
Источник информации: http://www.gazeta.lv/ru/latvija/kultura/150415.html