Даргунский приход Череповецкого уезда

Даргунский приход был основан не позднее второй половины XVI века. Первое подробное описание погоста в волости Даргун встречается в Писцовой книге езовых дворцовых волостей и государевых оброчных угодий Белозерского уезда 1585 года: «Волость Даргун Мальбуского езу. Погост на реке на Юге на Большем. На погосте церковь Симеон Богоприимец древяна вверх. А в церкве образы, и свечи, и книги, и ризы, и все церковное строение, и на колокольнице клепало – мирское. А церковь ставят приходом. А у церкви служит поп Иван, а руги ему царя и великого князя нет, пашет пашню…»
В XVII столетии на Даргунском погосте была построена вторая церковь, о чём сообщается в Переписной книге церквей и притчей Белозерского уезда и Чарондской округи конца XVII века: «Церков святого Симиона Богоприимца, другая святых мученик Флора и Лавра в Белозерском уезде, в Даргуне. Служит поп Федор Василив, детей у нево 2 сына, Семен да Лаврентей, грамоте оба учены. В приходе, по иво скаске, 15 д[воров]».
Церкви с теми же посвящениями упоминаются в Переписной книге Белозерского уезда 1710 года, а село уже названо Семеновским: «Даргунская волость. В селе Семеновском на погосте церковь Святаго Симеона Богоприимца церковь Святых мученик Флора и Лавра древянные…»
Деревянная церковь во имя Симеона Богоприимца, описанная в этой переписной книге, была построена в 1677 году, помещиками села Семеновского Трубниковыми и стольником Юрием Фёдоровичем Шишкиным.
В 1740 году, вместо ветхого Флоро-Лаврского храма, была выстроенная новая деревянная церковь с тем же посвящением. Об этом свидетельствует грамота на освящение престола, выданная Вологодской духовной консисторией.
В 1786 году, от удара молнии сгорели обе церкви и всё село Семеновское. В том же году, в селе Никольском Устье-Угольской волости, находившемся в 20 верстах от Семеновского, завершалось строительство большого каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Жители Никольского предложили прихожанам села Семеновского свой старый деревянный храм во имя святителя Николая Мирликийского. На средства местного помещика Михаила Ивановича Патрикеева, церковь была перенесена в Семёновское, о чём сообщается в благословенной грамоте епископа Вологодского и Белозерского Иринея, датированной 20 ноября 1786 года: «…по прошению Епархии нашей Череповецкого уезда церкви Симеона Богоприимца, что в Даргуне, священника Степана Семенова и мирского старосты крестьянина деревни Никулинское Лукьяна Борисова от Николаевской церкви, что на Устье-­Угольском, деревянную церковь перевести и вместо сгоревшей ту церковь выстроить во имя Симеона Богоприимца на том же месте…» В грамоте сообщается о том, что храм имел пятиглавое завершение. Перенесённая из села Никольского Симеоновская церковь простояла на Даргунском погосте недолго. Уже в 1804 году началось строительство каменного храма. Достроили храм в 1809 году. Главный престол был освящён в честь Сретения Господня. Тёплая церковь с двухъярусной колокольней в одной связи, была увенчана небольшой главкой.
По данным V выпуска Новгородского статистического сборника под редакцией Н. Богословского 1866 года, Сретенскую церковь окружала каменная ограда.
В приходе числилось три деревянные часовни, мельница, железорезный завод и плотина при заводе.
В церковно-приходской школе обучалось 15 — 20 мальчиков.
К приходу относилось два села: Семеновское и Поповское с помещичьей усадьбой, а также деревни: Никулинское, Лихачево, Максимовская, Ульяново, Нелюбово и Гоша.
Всего в приходе проживало 579 мужчин и 694 женщины, в основном государственные и временно-обязанные крестьяне.
В 1868 году, на кладбище была построена второй каменный храм. Холодная церковь имела пятиглавое завершение, над папертью устроена небольшая звонница. Главный престол освящён в честь мучеников Флора и Лавра Иллирийских. При церкви имелись каменная сторожка и деревянный амбар.
Церковный причт Даргунского прихода
1787,1795,1799 – священник Степан Семенов (1724-1799)
1808 — священник Ефрем Козмин (1756-1808), из дьячка
1811 – священник Петр Ефремов, 1786 г.р., сын дьячка Ефрема Козмина
1863-1865,1867,1870 – священник Соловьев Козма Васильевич, имеет набедренник, скуфью. Благочинный.
1896-1899,1905-1907,1910,1909,1916 – священник Ильинский Николай Иванович
1787 — дьячок Козма Никифоров (1735-1800), 1795-1800 — за штатом
1787,1795-1799 – дьячок Ефрем Козмин (1756-1808), в священника 1811 – дьячок (Белозерский) Афанасий Васильев, ~1778 г.р., из пономаря
1863 – дьячок Александр Крылов
1787 – пономарь Григорий Васильев
1795-1799 – пономарь (Белозерский) Афанасий Васильев, 1778 г.р., в дьячка
1863 – пономарь Белозерский Африкан Афанасьевич, 1810 г.р., сын пономаря Афанасия Васильева
1888 – псаломщик Щукин Никанор
1898 — и.д. псаломщика Щукин Иван Никанорович
В 1811 году настоятелем Сретенского храма в Даргуне был Пётр Ефремов
В 1863 году священником Даргунской церкви числился Косма Соловьев, который также состоял в должности благочинного.

Земли у причта: усадебной 1 дес. 300 саж., пахотной 11 десят. 2324 саж., луговой 26 десят. 514 саж., неудобной 3 десят. 688 саж., а всего 42 десят. 1426 саж. В приходе: а) сдворочной 37 дес. 1930 саж.; б) пахотной 512 дес. 2285 саж.; в) сенокосной 393 дес. 871 саж.; г) перелогу 10 дес.; д) под выгоном 29 десят.; е) под лесом 723 дес. 830 саж.; ж) под дорогами 17 дес. 1440 саж.; под рекой и полуречками 138 дес. 960 саж. и под бичевником 32 дес. А всего удобной и неудобной вообще и с церковной 8453 десят. 142 саж.

Земля глинистая, песчаная и подзол. Лес хвойный и лиственный дровяной, а строевого нет в настоящее время, весь вырублен. Кроме показанных выше: реки Юга и судоходной реки Шексны и речек болотистых Судбицы и Малого Юга, внутри самих дач протекает река Большой Юг и речка Суркова. Река Юг описана выше, а Суркова так не значительна, что можно назвать ручьем.

Приход от почтового С. Петербургского к Вологде тракта отстоит от 4—10 верст. От города Череповца в 20 верстах. Сообщение с городом удобное.

Приход граничит: с восточной стороны с приходом Судбицкой церкви, населенным государственными крестьянами; с юго-восточной селениями и Вологодской губернии; с южной стороны с селениями Ярославской губернии, а большей частью Новгородской губернии приходом села Козохты государственных крестьян, с западной частью прихода Воронинской церкви и частью села Борисова; а с северной и северо-западной рекой Шексной и за оною селениями села Едомы государственных имуществ.

Священно-церковнослужители получают на содержание штатного жалованья по штату VI-го класса 212 руб.; от продажи свеч получается дохода 49 руб. 25 коп., кошелькового и кружечного 186 рублей, от продажи хлеба и холста, жертвуемых в пользу церкви 218 руб. оброчных статей.

Урожаи прихода. Огородные овощи: капуста, картофель, лук, редька, свекла и брюква разводятся собственно для домашнего употребления и в количестве очень не значительном; урожай средний. Хлеба высевается: у причта ржи 5 четвертей, овса 20 четвертей; в двух помещичьих усадьбах ржи 20 четвертей, овса 80 четвертей; у крестьян всего прихода ржи 175 четвертей, овса 465 четвертей, а всего ржи 200 четвертей, овса 505 четвертей. Урожай у всех рожь сама 10, а овес сам 4; ячменя сеется только для солода и крупы, сколько нужно для дому, пшеницы почти вовсе не сеется; льну высевается по получетверику на каждый дом, следовательно 84 четверика; конопля почти не сеется; гречи, гороху вовсе нет.

Промыслы. Крестьяне занимаются вывозкой дров, частью из местных дач, а частью из соседственных и сплавляют дрова в города Череповец и Ярославль по реке Шексне.

Здания прихода. Каменных зданий: а) церковь, колокольня и ограда, деревянных — 3 часовни; б) домов 168; в) мельниц 1, завод железорезный 1, плотина при заводе 1.

Селения. При самой церкви находится село Семеновское, на проселочной дороге. От села к востоку село Поповское усадьба в 1 версте, в ней помещичий дом деревянный со скотным двором, 3 избы для дворовых людей, амбар для хлеба и 2 овина. Далее деревня Никулинское в 1,5 верстах от церкви, деревня Лихачево в 2 верстах, деревня Максимовское в 2,5 верстах, деревня Ульянова в 3 верстах. На север от деревни Максимовской деревня Нелюбово в 5 верстах, на юго-восток от церкви деревня Готя в 6 верстах от церкви. Ко всем деревням дорога проселочная. Постройка во всех деревнях деревянная. Избы большей частью курные. Все прихожане русские, православного вероисповедания.

В 1913 году в Гоше была построена деревянная церковь в честь Святого Духа с приделом мученицы царицы Александры. Храм не имел собственного причта и являлся приписным к Даргунской Сретенской церкви.
Даргунские церкви были закрыты в 1930-х годах. В настоящее время сохранились только развалины Сретенской церкви.

Использованные материалы
1. Даргунская Сретенская церковь. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=1245
2. Даргунский приход:https://belolikovi.narod.ru/sv_ch_u_2.htm
3. Новгородский сборник : [в 5 вып.]/ под ред. Н. Богословского . — Новгород : Изд. Новгород. стат. ком. , 1865 — 1866. Вып. 5. — 1866. https://www.prlib.ru/item/429126
4. Приход Даргунской Сретенской церкви, VI класса. https://www.cpv.ru/modules/myhistory/item.php?itemid=116

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?