Данков. Собор Тихвинской иконы Божией Матери.

Этот двухэтажный шестипрестольный собор был построен на месте чудесного обретения Тихвинской иконы Божией Матери. С западной стороны напротив входа в собор стояла пятиярусная колокольня, разрушенная в начале 20 в.

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА. Сия чудотворная икона Богоматери явилась в городе Данкове, Рязанской губернии, в начале ХIХ-го столетия. Обстоятельства ее явления следующие. В городе Данкове жил один польский солдат, католик. Руководимый своей религиозной и национальной враждой к русскому населенно, этот несчастный фанатик решил поджечь весь город. Ему удалось сделать 17 поджогов; почти весь Данков выгорел. Несмотря на все принятые меры, полиции не удалось поймать поджигателя. Жители города, обездоленные пожарами, были встревожены и ожидали новых поджогов. Накануне праздника Тихвинской иконе Богоматери они собрались в городской собор ко всенощной и на коленях со слезами умоляли Царицу Небесную спасти их от злоумышлении поджигателя. Скорая Помощница и Заступница услышала их молитву и даровала Свое заступление. Когда поляк сделал 18-й поджог, то был схвачен на месте преступления и во всем сознался. Граждане отслужили в соборе благодарственный молебен и совершили вокруг города крестный ход. Когда они возвращались в город, то увидели, что на каменном столбе, стоявшем посредине Хлебной площади, находится неизвестно кем поставленная Тихвинская икона Богоматери. С этого времени ежегодно 26 июня бывал крестный ход к этой иконе, почитаемой местными и окрестными жителями за явленную.
В 1861 году на сем месте начали строить храм, но так как постройка его совершалась медленно, то жители города устроили в честь новоявленной иконы на площади гостиного двора часовню, которая и была открыта 10 ноября 1863 года.
Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери

Из книги священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1888 г. том 3, известно: «Донков», находившийся первоначально на том место, где ныне находится с. Стрешнево, «перенесен из старого Донкова», как видно из челобитья к царю Феодору Алексеевичу Донковскаго Покровскаго монастыря игумена Кирилла с братиею, соборнаго попа Василья и посадских попов от 1679 г., и «поставлен на новом месте – на Везовенском городище.
В Писцовых книгах 1628 и 1629 гг. упоминается деревянная церковь Рождества Пречистые Богородицы с приделами Усекновения честные главы Иоанна Предтечи и Петра и Павла. В 1672 году «по указу царя и в. кн. Алексея Михайловича… построена на том же месте церковь вновь градскими и уездными людьми» с прежним наименованием.
В октябре 1764 г. оставной секунд-майор, Абрам Иванов Спешнев, просил епархиальное начальство о дозволении новопостроенную им каменную соборную церковь освятить строителю Донковского Покровского монастыря, что и было разрешено.  От пожара, случившагося 29 августа 1791 г. в г. Донкове, сильно пострадала и соборная Богородицерождественская церковь. В сентябре 1793 г. был исправлен и освящён один только придел Аврамиевский, в котором и была совершаема служба.
В 1854 и 55 гг. Богородицерождественский собор был вторично возобновлён благодаря стараниям данковского купца Григория Фаддеевича Лебедева и протоиерея Федора Семеновича Семенова; но оставлен «без пения». Кстати, интересно ещё одно упоминание о купце Г.Ф. Лебедеве. В 1831 году в Данкове была сильная холера, так что редко оставалось семейство, которое не пожертвовало несколькими членами, а в другом умирали все до одного. Данковский 3-ей гильдии купец Григорий Фаддеевич Лебедев моля Бога просил о избавлении его семейства от эпидемии и, отслужа панихиду по схимонаху Роману, дал обет воздвигнуть над могилою его часовню. Многочисленное семейство Лебедева Бог избавил от этой болезни и он, относя это к молитвам раба Божия Романа, впоследствии времени выстроил часовню.
Построение нового, каменного двухэтажного Тихвинского соборного храма с пятиярусной колокольней начато 26 августа 1861 г. Он имеет 6 престолов, в нижнем этаже – Петропавловский и Никольский, освящены в 1872 г., средний ещё не отстроен; Тихвинский, Трёх Святителей и всех святых, расположенные в верхнем этаже, освящены в 1878 г.
Существует легенда, связанная с постройкой Тихвинского собора. В городе Данкове жил один польский солдат, католик. Руководимый своей религиозной и национальной враждой к русскому населению, этот несчастный фанатик решил поджечь весь город. Ему удалось сделать 17 поджогов; почти весь Данков выгорел. Несмотря на все принятые меры, полиции не удалось поймать поджигателя. Жители города, обездоленные пожарами, были встревожены и ожидали новых поджогов. Накануне праздника Тихвинской иконе Богоматери они собрались в городской собор ко всенощной и на коленях со слезами умоляли Царицу Небесную спасти их от злоумышления поджигателя. Скорая Помощница и Заступница услышала их молитву и даровала Свое заступление. Когда поляк сделал 18-й поджог, то был схвачен на месте преступления и во всем сознался.
Граждане отслужили в соборе благодарственный молебен и совершили вокруг города крестный ход. Когда они возвращались в город, то увидели, что на каменном столбе, стоявшем посредине Хлебной площади, находится неизвестно кем поставленная Тихвинская икона Богоматери. С этого времени ежегодно 26 июня бывал крестный ход к этой иконе, почитаемой местными и окрестными жителями за явленную. В 1861 году на сем месте начали строить храм, но так как постройка его совершалась медленно, то жители города устроили в честь новоявленной иконы на площади гостиного двора часовню, которая и была открыта 10 ноября 1863 года.
Двухэтажный, одноапсидный, крестовокупольный пятиглавый храм выстроен из кирпича на белокаменном цоколе. Стены оштукатурены и окрашены в голубой цвет, который выразительно оттеняет белые архитектурные детали. Фасады имеют трехчастное деление. На восточном фасаде средняя часть — массивная апсида, на северном, южном и западном — ризалит в три оси окон. Каждая часть фасада фланкируется широкими плоскими лопатками. По вертикали фасады храма расчленены горизонталями тонких межэтажных белокаменных карнизов и завершаются килевидными закомарами. Все оконные проемы арочные, на втором этаже — богато декорированы: широкие профилированные архивольты поддерживаются полуколонками. Центральный, цилиндрический световой барабан главенствует над композицией. Узкие полуколонки, которыми обработаны его межоконные простенки, и вытянутые полуциркульные окна придают крупному объему легкость. Построенный в псевдорусском стиле и являющийся характерным образцом культового зодчества второй пололовины XIX века, органично вписывается в ансамбль центральной площади и является главной доминантой в застройке города Данкова.
Дальнейшая судьба Богородицерождественской церкви печальна – по некоторым данным, храм был разрушен в 1960 году. Вот что об этом говорит председатель правления районного общества краеведения С.Н. Дегтерев: «Церковь эта стояла между сегодняшней больницей и музеем. В связи со строительством поликлиники, собор было решено сломать».
Судьба же Тихвинского собора была чуть лучше. После революции в храме был клуб, потом — пункт приема стеклотары, затем — склад. А от колокольни не осталось и следа. По свидетельству Н.В. Кириллова, бывшего электрика доломитового комбината, поводом к разрушению колокольни собора стал инцидент, произошедший на митинге 7 ноября 1936 года. В тот день была пасмурная погода, облака висели очень низко. Одному гражданину, бывшему в нетрезвом состоянии, показалось, что соборная колокольня накренилась и падает. Гражданин поднял крик, который подхватила воспитательница детского дома, приведшая на митинг своих воспитанников. В толпе началась паника. Мужчину, спровоцировавшего ее, впоследствии, в 1937-м, осудили на семь лет исправительных лагерей. А колокольню разрушили годом позже — в 1938-м. На ней был установлен деревянный желоб, по которому спускали кирпич. Кирпич этот на телегах (бестарках) возили на строительство дороги Янышево — Малая Знаменка.
Сам собор в годы советской власти все-таки выстоял, хотя от былой красоты и великолепия ничего не осталось. Но время шло… И вот 14 октября 1994 года состоялось освящение здания Тихвинского собора и его прием в лоно церкви. Службы в храме возобновились, но, если так можно выразиться, проходили они в полевых условиях. Еще очень много предстояло сделать, в частности, установить кресты над пятью куполами храма. Многие данковчане тогда жертвовали свои деньги на приобретение крестов. 27 марта 1996 года состоялось их торжественное возведение.
Оригинал статьи на сайте Липландия http://www.lipland.ru/?p=98

Находящийся в центре Данкова великолепный, построенный в византийском стиле Тихвинский собор является главной архитектурной доминантой и достопримечательностью города. История его строительства связана с явлением Тихвинской иконы Божией Матери, избавившей Данков от пожаров.
По преданию, в 1817 г. бывший польский солдат-католик 17 раз поджигал город. В результате Данков почти весь выгорел, но поймать поджигателя не удавалось. Накануне праздника Тихвинской иконы Божией Матери жители собрались в городской собор к всенощной и на коленях умоляли Царицу Небесную спасти их от поджогов. И когда злоумышленник попытался совершить очередной поджог, то был схвачен на месте преступления. Граждане отслужили благодарственный молебен и совершили вокруг города крестный ход. Когда они возвращались в собор через Хлебную площадь, то увидели на каменном столбе, стоявшем посредине площади с незапамятных времён и пред которым подвергали наказанию преступников, неизвестно кем поставленную Тихвинскую икону Божией Матери. Тотчас был отслужен благодарственный молебен, икона поставлена в «нарочито сделанную в столбе впадину», а пред ней зажжена неугасимая лампада. С тех пор ежегодно 26 июня к этой часовне бывал крестный ход, где служился молебен пред Тихвинской иконой Божией Матери, почитаемой местными и окрестными жителями за явленную.
Желая увековечить столь памятное для Данкова заступничество Пресвятой Богородицы, жители города со временем решили построить на этом месте новый соборный храм: «…устроится на Хлебной площади новый собор, а потому, останови распространение старого, благоволите повелеть употреблять кошельковую сумму на устройство нового собора, всегда оставляя десятую часть на непредвиденные случаи, а мы, нижеподписавшиеся, кроме уже жертвуемых ныне денег, готовы и ещё жертвовать при постройке храма, по мере сил и возможностей и всемерно вспомоществовать общему рвению жителей, коих единственное желание есть устроить новый собор на южной стороне Хлебной площади в центре города…».
Первое прошение о строительстве храма на Хлебной площади было подано в Рязанскую духовную консисторию 27 апреля 1858 г. благочинным г. Данкова соборным протоиереем Феодором Семёновым, сообщившим, что на новое строительство уже имеется сумма в 5 100 руб. серебром. Данковский второй гильдии купец Сергей Иванович Пешков согласился снести свой деревянный магазин, мешавший будущей постройке, и обещал пожертвовать 3 000 руб. серебром, купеческие дети Николай и Алексей братья Лебедевы — 600 руб. серебром, Пётр Данилович Голев — 350 руб., данковские третьей гильдии купцы: Иван Наумович Попов — 300 руб., Василий Иванович Ермаков — 150 руб., Сергей Яковлевич Наумов — 150 руб., Василий Петрович Наумов — 200 руб., Василий Игнатьевич Замятин — 200 руб., Пётр Александрович Лебедев — 150 руб. и другие каждый по силе и средствам, «объявляемым собственноручным подписом». Прошение Высокопреосвященному Гавриилу (Городкову), архиепископу Рязанскому и Зарайскому, подписали 81 человек, как купцы, так и мещане.
Согласно прошению, жители Данкова изъявили желание устроить новый собор на южной стороне Хлебной площади в центре города на том самом месте, где находились деревянные магазин и гостиница купца Зайцевского. Мотивируя своё желание строить новый собор, данковчане писали, что старый Рождество-Богородицкий собор, который собирались расширять, находится «вне города и в отдалённом расстоянии от обывательских домов», «следовательно, все жители отдалены от храма, почему они не имеют внутри города ни одной церкви». Новый собор собирались построить «в память города Данкова избавления от пожара 26 июня 1817 года в день Тихвинской Божия Матери…»
Рассмотрев прошение жителей Данкова, Рязанская духовная консистория предписала раненбургскому протоиерею Левитову собрать сведения о следующем: «1) удобно ли и прилично будет устроить на этом месте храм, когда оно будет очищено от существующих ныне строений; 2) от владельцев гостиницы и магазина и их наследников отобрать обязательство, что они усадьбу жертвуют под храм и тотчас очистят, как последует разрешение на постройку храма; 3) свидетельство от купца Пешкова и его сына, что они принимают на своё попечение и ответственность всю постройку храма в надлежащем виде и во сколько времени обязуются привести oный к окончательному устройству; 4) собрать сведения во сколько обойдется строительство храма и чтобы жертвуемая по подписке сумма была внесена в кредитное учреждение до употребления её по назначению».
По запросу консистории были собраны следующие сведения: означенная Хлебная площадь находится действительно в центре города, через неё пролегают дороги, идущие из улиц города во все стороны, на четырёх углах, образующихся на пересечении означенных дорог в центре площади, и по сторонам сих углов находятся незначительные большей частью строения деревянные и торговые лавочки. Пешковы считают, что никаких препятствий к сносу строений на площади не имеется и что они готовы снести свою лавку, как только будет разрешено строительство собора. При этом Пешковы принимают на себя всё попечение о постройке храма и хотят его окончить не далее как в 10 лет. Сумма постройки по представленному ими плану и судя по ценам не должна превышать 30 тыс. руб. ceребром.
Прошение о постройке собора на Хлебной площади Данкова было рассмотрено Рязанской губернской строительной комиссией, обследовавшей место предполагаемого строительства и грунт и сделавшей заключение: «На упомянутой площади по конформированному плану на г. Данков, Высочайше утверждённому 30 августа 1780 г., никакой постройки не назначено, а в натуре в разные годы с дозволения местного начальства устроены разными владельцами временные для торговли деревянные лавки, в противность упомянутому плану в самом неблагоприятном виде и находятся ныне в ветхом состоянии… Существующие ныне на площади строения должны быть уничтожены перенесением их в другое место, а трактирные заведения и питейные дома вовсе в виде отдельных зданий существовать на той площади не должны, о чём губернская строительная и дорожная комиссия честь имеет донести…» По сообщению Комиссии: «…на юго-западном углу находится деревянная на каменном фундаменте одноэтажная гостиница Зайцевского, далее на запад таковой же магазин купца Пешкова. Грунт земли сухой, каменистый, посему на сём месте весьма прилично и удобно устроить соборный храм».
Поскольку в постройку нового собора планировали вложить до 30 тыс. руб. серебром, то жители города в мае 1858 г. подготовили подписной лист для сбора средств на строительство. В то же время они докладывали правящему архиерею: «… поручаем второй гильдии купцу Сергею Ивановичу Пешкову составить план и фасад предполагаемого собора суммою от 20 до 30 тысяч рублей серебром вчерне и представить оный на утверждение Вашему Высокопреосвященству, а сумма, нами жертвуемая, будет немедленно собрана по окончательному утверждению плана и фасада. Попечение же и ходатайство по сему делу поручили второй гильдии купцу Сергею Иванову Пешкову, а по его поручению и сыну его Ивану Сергееву Пешкову». После этого 19 мая 1858 г. «города Данкова второй гильдии купеческий сын Иван Сергеев Пешков» вместе с новым прошением представил Владыке Гавриилу план и фасад предполагаемого к сооружению собора во имя Тихвинской иконы Божией Матери с планом местности.
21 августа 1858 г. проект поступил на рассмотрение в Главное управление ПСиПЗ, а 13 сентября того же года — в Рязанскую губернскую строительную и дорожную комиссию. 3 ноября 1858 г. Департаментом искусственных дел ГУ ПСиПЗ было рекомендовано поместить собор на середине торговой площади, где храм будет виден со всех сторон и послужит украшением площади. Для этого необходимо будет снести незаконно построенные на площади «трактирное заведение, кабак и другие, ныне совершенно ветхие лавочки», сооружённые вопреки утверждённому в 1780 г. плану города.
Рязанская ГСиДК отношением от 13 октября 1858 г. в Департамент искусственных дел ГУ ПСиПЗ подтвердила: «В случае разрешения строительства собора таковому приличнее было бы существовать в средине площади… Для построения собора кабак, все незаконные и ветхие строения придется уничтожить… Предполагается лавки с Хлебной площади перенести на площадь, на которой назначен в Данкове каменный гостиный двор, где все лавки возвести в одном общем корпусе, поэтому препятствий к очищению площади от лавок нет». Главноуправляющий ПСиПЗ по докладу 21 октября 1858 г. согласился с тем, что более прилично поместить собор в центре площади, тем более, что в любом случае трактир, питейный дом и ветхие строения должны быть снесены. После этого Департамент проектов и смет ГУ ПСиПЗ к 22 августа 1860 г. внёс некоторые изменения в чертежи собора и подсчитал, что на осуществление данного проекта может потребоваться приблизительно 100 тыс. руб. и, находя проект в «техническом отношении одобрительным», признал нужным его перечертить для Высочайшего утверждения».
Перечерченный проект постройки данковского собора 19 августа 1860 г. был вновь рассмотрен и утверждён в Департаменте проектов и смет ПСиПЗ. После этого 28 сентября 1860 г. последовал всеподданнейший доклад главноуправляющего ПСиПЗ К. В. Чевкина императору Александру II, который 29 сентября 1860 г. и утвердил проект Тихвинского собора. После этого 11 ноября 1860 г. в Рязанскую духовную консисторию был направлен указ о разрешении строительства в Данкове нового соборного храма.
В процессе пересылки в Рязань утверждённого императором проекта 21 сентября 1860 г. купеческий сын г. Данкова Иван Сергеевич Пешков подал докладную записку с предложением внести изменения в проект. Собор во имя Тихвинской иконы Божией Матери предполагалось построить о двух этажах, в нижнем этаже 3 престола, а вверху — один. Пешков предлагал: «Считаю нужным увеличить собор, не изменяя фасада, кроме восточной части, так чтобы таковая соответствовала западной, как по плану, так и по фасаду, а именно: чтобы в обоих этажах было по три придела, представляя при сем в разъяснение моей просьбы копию с натурного плана, очерченную красной краской с сделанными в ней отметками чернилами, где именно должны увеличить постройку». Однако, предложение Пешкова по изменению фасада и увеличению за счёт этого площади храма так и осталось на бумаге. Правда, на втором этаже собора со временем всё-таки были устроены три престола».
В январе 1861 г. жители Данкова запросили в консистории шнуровую книгу для сбора средств на строительство нового собора, а 26 августа 1861 г. он был начат постройкой.
В 1862 г. благочинный о. Феодор Семёнов докладывал Высокопреосвященному Смарагду (Кржижановскому), архиепископу Рязанскому и Зарайскому: «Соборная внутри города в сем году наружными стенами выкладена до 8-ми аршин в высоту». Постройка собора шла по плану, и к 1871 г. сооружение собора вчерне окончилось. В январе 1871 г. в Москве заказаны придельные иконостасы в нижний храм, где шли штукатурка и столярные работы. К июню 1872 г. в нижнем этаже завершались работы по отделке и установка придельных иконостасов».
В июне следующего 1872 г. архиепископом Рязанским Алексием (Ржанициным) были освящены боковые престолы в нижнем этаже собора — святых апостолов Петра и Павла (правый) и святителя Николая Чудотворца (левый). Центральный престол предполагалось освятить в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но он долгое время так и не был освящён, а 28 октября 1893 г. епископом Михайловским Иоанникием (Казанским), викарием Рязанской епархии, престол был освящён во имя святого Авраамия Затворника. После освящения в 1872 г. двух первых престолов собора в него перешёл служить весь притч из Рождество-Богородицкого храма. С этого времени старый собор стал приписным к новому соборному храму, и службы в нём совершались лишь в престольный праздник.
Престолы второго этажа нового собора — Тихвинской иконы Божией Матери (главный), трёх святителей — Иоанна Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста (правый) и Всех Святых (левый) освящены епископом Рязанским и Зарайским Палладием (Раевым). Для этого Владыка приехал в Данков 17 августа 1879 г. и пробыл в городе до 24 августа.
Отдельно стоящая каменная пятиярусная колокольня Тихвинского собора высотой 42 м была завершена строительством к 1885 г. Воздвиг её на свои средства купец С. С. Пешков. Руководил постройкой соборный староста купец Николай Петрович Лебедев, который по завершении её в 1885 г. заявил, что «…у него осталося от постройки соборной колокольни всякой лес, доски и связное железо, и что он согласен уступить всё это монастырю». В 1905 г. соборная колокольня, а также иконостасы были отремонтированы. По воспоминаниям старожилов, на колокольне могло быть около 40 колоколов. Говорят, что их звук был слышен в с. Тёплом, до которого от Данкова более 20 км. В 1916 г. на соборную звонницу был поднят 425-пудовый колокол, отлитый в Саратове на колокольном заводе Медведевых.
По описанию 1910 г. Тихвинский собор выглядел следующим образом: «кирпичный на каменном цоколе, двухэтажный, снаружи оштукатурен и по местам расписан священными изображениями, внутри оштукатурен и расписан. Собор покрыт железом, окрашенным зелёной масляной краской. Длина собора 16 2/3 саж., ширина 11 2/3 саж., высота до верха карниза 7 1/3 саж. Собор о пяти главаx. В нижнем этаже больших окон 12, дверей наружных 3. В верхнем этаже больших окон 12, малых (на главке) 12, дверей — 1. В нижнем этаже три иконостаса общей длиной 11 саж., наибольшей высотой 3 саж. Оценены в 15 000 руб. В верхнем этаже три иконостаса общей длиной 11 саж., наибольшей высотой 4 саж. Оценены в 15 000 руб. Нижняя церковь отапливалась 6 голландскими печами. Колокольня пятиярусная, отдельно стоящая в 6 саженях от храма, с основанием 5х5 саж., высотой до верха карниза 25 саж. Церковь с колокольней и иконостасами оценена в 100 000 руб. Ближайшая к церкви постройка — купеческий жилой дом в 25 саж. с южной стороны».
Данковский собор в рамках обозрения своей епархии часто посещали рязанские Преосвященные. В 1913 г. в Тихвинском соборе, посетив нижний и верхний храмы и совершив молитвословие и преподав назидание, побывал епископ Рязанский Димитрий (Сперовский), 24 ноября 1914 г. соборный храм Данкова посетил Преосвященный Амвросий (Смирнов), епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии.
В том же 1914 г. Тихвинскому собору принадлежало 153 дес. 22 саж. В приходе насчитывалось 237 дворов, в которых проживало 529 мужчин и 610 женщин. Из них 8 дворов — духовенства, в них 24 мужчины и 19 женщин; дворян — 18 дворов, в них 37 мужчин и 49 женщин; мещан 195 дворов, в них 451 мужчина и 521 женщина; крестьян — 16 дворов, в них 17 мужчин и 21 женщина.
В церковной библиотеке насчитывалось 170 томов, хранилась опись имущества 1887 г., старая опись из Рождество-Богородицкого собора 1775 г., а также метрические книги с 1800 г. Это лишний раз свидетельствует о том, что все документы из старого собора были переданы в Тихвинский. Из старого собора сюда были перенесены «два древние Евангелия издания 1628, 1663 годов при царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче и апостол 1719 г.,» упомянутые в описании 1886 г.
В начале XX столетия в штате Тихвинского собора состояли протоиерей, два священника, два диакона и три псаломщика.
По сведениям старожилов, Тихвинский собор закрыли в 1924 г. Здание какое-то время использовалось под клуб. Менее повезло высокой соборной колокольне, которая, по всей видимости, «мозолила» глаза местным властям. Поэтому несколько лет готовился её снос. Электрик доломитового комбината Николай Викторович Кириллов вспоминал, что поводом к разрушению соборной звонницы стал инцидент, произошедший на митинге 7 ноября 1936 г. В тот день была пасмурная погода, облака висели очень низко. Одному гражданину, бывшему в нетрезвом состоянии, показалось, что соборная колокольня накренилась и падает. Гражданин поднял крик. В толпе началась паника. Мужчину, спровоцировавшего её, впоследствии осудили на 7 лет исправительных лагерей. Но повод был найден, и в 1937-1938 г.г. началось целенаправленное разрушение колокольни. На ней установили деревянный жёлоб, по которому спускали кирпич и на телегах (бестарках) и возили его на строительство дороги Янушево — Малая Знаменка.
В здании собора долгое время работал пункт приёма стеклотары, затем склад Данковского райпищеторга. По сведениям данковского краеведа В. Л. Лукина, в 1970-х г.г. проводился даже внешний ремонт собора. А в 1987 г. визуальный осмотр технического состояния собора проводили специалисты «Спецпроектреставрации» (Москва).
Обращение верующих города Данкова к властям с просьбой передать им Тихвинский собор начались с 1990 г., но возрождение главного храма Данкова началось только в 1994 г. Отремонтированное здание собора в этом году власти решили приспособить под музей, картинную галерею или планетарий. Жители города стали требовать возвращения собора церкви, и 14 октября 1994 г. состоялось его освящение, а 24 ноября 1994 г. был зарегистрирован приход Тихвинского собора. Возобновились в нём и регулярные Богослужения на первом этаже. Но требовалось провести серьёзные ремонтные работы, чтобы вернуть Тихвинскому собору былую красоту. Начать решили с крестов, и верующие обратились к главе районной администрации В. В. Пронякину, благодаря помощи которого 27 марта 1996 г. собор вновь увенчали кресты на куполах. Они были изготовлены в Липецке в мастерских монтажного управления «Металлургпрокатмонтаж-2» из «нержавеющей стали». Вес большого креста составил 102 кг, малых — 63 кг. По благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) 9 июля 2000 г. из Георгиевской церкви в собор вернулась чтимая Тихвинская икона Божией Матери.
В 2007-2008 г.г. на соборе сменили купола на новые с покрытием нитрит титаном. Впереди — восстановление второго этажа Тихвинского собора и полного благолепия главного православного храма города Данкова.
По материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район» /А. Ю. Клоков, А. А. Найдёнов. — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2011. https://rus-towns.ru/dankov-tixvinskij-sobor/

История Тихвинской церкви города Данкова начинается с первой трети XVII в . В 1628 г. на юго-восточных рубежах Руси на берегу Дона возникло Данковское городище, где первоначально находился острог и сторожевой пункт, оснащенный пушками и снарядами. Там поселились служивые государевы люди, охранявшие южные границы Русского государства. Тогда же была построена и деревянная церковь Рождества Богородицы с приделами Петра и Павла и Иоанна Предтечи.
Царь Михаил Федорович щедро одарил церковь богослужебными книгами, ризами и колоколами. Церковный штат был полностью укомплектован, к тому же в собственности храма находились пахотные и луговые земли. Поэтому храм не бедствовал и пользовался уважением местных жителей. Во второй половине 18 в. деревянное здание церкви было сломано, и вскоре началось строительство нового каменного храма.
Этот собор был построен на месте чудесного обретения Тихвинской иконы Божией Матери. С появлением в Данкове этой чудотворной иконы в начале XIX в. связаны следующие обстоятельства. Так, осевший в Данкове католик-фанатик, руководимый религиозной и национальной враждой к русскому населению, решил поджечь весь город. Ему удалось сделать 17 поджогов, спалив большую часть Данкова. Несмотря на все принятые меры, полиции не удалось поймать поджигателя. Жители города, обездоленные пожарами, были встревожены. Накануне праздника Тихвинской иконе Богоматери они собрались в городском соборе и на коленях со слезами умоляли Царицу Небесную спасти их от злоумышленника — поджигателя. Эта молитва была услышана. Когда злодей сделал 18-й поджог, то был схвачен на месте преступления и во всем сознался. Граждане отслужили в соборе благодарственный молебен и совершили вокруг города крестный ход. Когда они возвращались в город, то увидели, что на каменном столбе, стоявшем посредине Хлебной площади, находится неизвестно кем поставленная Тихвинская икона Богоматери. Именно на этом месте впоследствии был заложен и построен Тихвинский собор. Средства на постройку собора выделил отставной секунд-майор Абрам Иванович Спешнев. В 1764 г. храм был построен и освящен. Но в 1791 г. в Данкове случился пожар, от которого пострадала и церковь Рождества Богородицы. Через два года началась медленная реставрация, но к сентябрю 1794 г. был готов только придел св. Авраамия. На восстановление других приделов и центрального иконостаса не хватило денег. Некоторое время служба в церкви проходила только в одном приделе. Зная об этом, епархиальное начальство пыталось найти средства, но достаточного количества денег не находилось. И только в 1854 г. в Тихвинской церкви снова началась реставрация, но средства опять не хватало, и собор по выражению летописца «стоял без пения». Тогда решено было построить вместо Рождественской церкви новый собор во имя Тихвинской Богоматери. Его строительство на Хлебной площади началось 26 августа 1861 г.
Тихвинский собор был двухэтажным и имел шесть престолов. Три престола находились на первом этаже и три престола на втором. Освящение собора происходила поэтапно, по мере сооружения приделов. Петропавловский и Никольские престолы освящены в 1872 году, а Тихвинский, Всех Святых и Трёх Святителей — в 1878 г. У новопостроенного собора не было никакой земли — ни церковной, ни пахотной, ни сенных покосов. Вместо этого Тихвинский храм получал денежные субсидии от епархии. Священнику полагалось 5 рублей, дьякону 3 рубля, дьячку 1 рубль 6 алтын 4 деньги, пономарю 1 рубль. Всех этих денег было явно недостаточно не только для проживания притча, но и для поддержания самого храма в надлежащем виде. Поэтому соборный протопоп Иоанн Антонов в 1779 г. подал прошение преосвященному Симону, епископу Рязанскому, с просьбой выделить деньги на содержание храма. В том же году Духовная Консистория занялась поисками денег для нужд Тихвинской церкви. По её указу окрестные церкви должны были отчислять определенную сумму в пользу Тихвинского храма. Таким образом, финансовое положение церкви несколько улучшилось.
В приход храма вошло 47 дворов, состоящих из 4 дворов купеческих, 15 дворов чиновничьих, 16 дворов военных, 9 дворов мещанских, 1 двора однодворца и 1 казенного двора, в котором проживал городничий. Общее количество приходского населения равнялось 1580 человекам. Среди них было 754 мужика и 826 женщин. Вскоре была выделена пахотная и сенокосная земля в количестве 173 десятин. По штату в церкви полагались 1 священник, 1 дьякон и 2 псаломщика.
Из священников Тихвинской церкви известны: Василий Максимов — 1672-1881 г.г.; Григорий Васильев — 1685-1689 г.г.; Софроний Евстигнеев — 1692 г.; Макарий Венедиктов — 1695 г.; Федор Кириллов — 1705 г.; Андрей Григорьев — 1716-1736 г.г.; Григорий Иванов — 1739-1781 г.г.; Максим Гаврилов — 1739-1773 г.г.; Петр Назарьев — 1747-1760 г.г.; Иоанн Автономов — 1760-1773 г.г.; Стефан Максимов — 1773 г.; Петр Стефанов — 1781 г.; Кирилл Симеонов — 1787 г.; Петр Кириллов — 1792 г.; Евдоким Григорьев — 1794-1821 г.г.; Иоанн Стефанов — 1800 г.; Стефан Должанский — 1797 г.; Григорий Космин — 1821-1826 г.г.; Николай Протопопов — 1825-1853 г.г.; Василий Грифцов — 1848 г.; Федор Семенов — 1825-65 г.г.; Николай Лагов — 1849-1866 г.г.; Стефан Ятров — 1866-1887 г.г.; Дмитрий Готовицкий — 1866 г.; Иоанн Панаретов — 1882-1885 г.г.; Михаил Сперанский — 1887 г.
В советское время храм был закрыт и разорен. Долгое время помещение церкви использовалось под склады. Всё это сказалось на внутреннем убранстве Тихвинской церкви. Многое из интерьера было безвозвратно утеряно. В конце прошлого столетия Тихвинский собор вновь стал действующим, и теперь там проходят церковные службы. Теперь собор входит в состав Липецкой епархии, а раньше он находился на территории Рязанской губернии.
По материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?