Данковский в честь Покрова Богородицы мужской монастырь. Находился на правом берегу р. Вязовни, напротив крепости г. Данкова Рязанской губ. (ныне Липецкая обл.), в низменной местности, с юга и востока окруженной Сторожевой, а с севера — Пушкарской слободой. Точная дата основания неизвестна, впервые упоминается в писцовой книге «письма и меры Григория Киреевского» (1627-1628), согласно которой монастырь основан строителем Романом (Телепневым). Местные предания, зафиксированные архим. Амвросием (Орнатским), отождествляли строителя Романа с неким московским боярином Романом Никитичем Телепневым-Оболенским, который, якобы спасаясь от опалы царя Иоанна IV Васильевича Грозного, в 1564 г. поселился на берегу р. Вязовни, в устье правого притока Дона, и основал пустынь. По преданию, Телепнев-Оболенский принял постриг в схиму с именем Роман. На могиле строителя Романа (Телепнева) в Данковском монастыре служили панихиды.
Согласно писцовой книге 1627-1628 гг., в Данковском монастыре находился деревянный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом во имя свт. Николая Чудотворца, «и в церкви и образа и книги и колокола и всякое церковное строение». К 1724 г. Данковский монастырь располагал 2 деревянными храмами, оградой и кельями для братии из 10 чел.; занимал площадь шириной от 30 до 60 и длиной 92 саж.
В 1746-1748 гг. на средства данковского помещика майора А.И. Спешнева в Данковском монастыре был построен каменный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы (в 1856 г. были пристроены трапезная и 2 новых отапливаемых придела — во имя святителей Василия Великого и Василия, еп. Рязанского). В 1886-1887 гг. на месте разобранного собора XVIII в. по проекту (1881 г.) епархиального архит. Н.М. Чистосердова был построен новый, 5-престольный собор крестообразной формы, главный алтарь которого освящен в сент. 1887 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы. В память о строителе игум. Дионисии IV († 1900) правый придел Покровского собора был освящен во имя сщмч. Дионисия Ареопагита, левый — в честь Вознесения Господня (1911 г.). 2 каменных трапезных придела с деревянными сводами были вновь освящены во имя святителей Василия Рязанского и Василия Великого. В едином архитектурном ансамбле с собором находилась каменная 3-ярусная колокольня.
В 1791-1795 гг., при игум. Макарии (в схиме Серафим) Данковском, велось строительство каменного надвратного 2-этажного храма в честь Вознесения Господня с юж. приделом в честь Успения Пресв. Богородицы. На нижнем этаже предполагалось устроить кельи и помещение для Данковского духовного правления. В августе 1803 г. Рязанская консистория предписала освидетельствовать Вознесенский храм и прислать его опись. Представляя опись, данковский прот. Евдоким сообщал, что «в настоящей церкви в стенах есть расселины, кои замазаны ныне известью, и вся настоящая церковь несколько поосела, отчего верхние карнизы покривились. В придельной церкви, покрытой черепицею, по стенам и в алтаре проходит течь, да и в настоящей в самом куполе и в алтаре по обоим углам также идет течь». Храм «дозволено было освятить», но строителю поручалось исправить «все ветхости в Вознесенской церкви в будущую весну». 30 мая 1804 г. Вознесенский храм был освящен игум. Дионисием II (1800-1804 гг.) и прот. Евдокимом, но в 1811 г. строителем игум. Павлином разобран, а на его месте возведен 2-этажный дом Данковского духовного уч-ща (впосл. на верхнем этаже этого дома игум. Македонием (1880-1883 гг.) были устроены кельи для братии, а в нижнем — трапезная и кухня).
В 1811 г., при игум. Павлине (1804-1814 гг.), в Данковском монастыре был построен, а 10 июля 1824 г. ректором Рязанской ДС игум. Илиодором освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В 1862 г., при игум. Дионисии IV, в Никольской ц. был устроен новый одноярусный иконостас с «образцами лучшей современной живописи», обновлены храмовые росписи, позолочены чугунные оклады чтимых икон.
В 1795 г. на средства данковских семей над захоронением строителя Романа вместо ветхой была построена каменная часовня. В ней находилось надгробие из белого мрамора с надписью: «Благословением Божиим создалася часовня сия, Рязанского Наместничества в городе Данкове, в Покровском монастыре, в честь и славу блаженной памяти здесь под спудом почивающего Романа Никитича Телепнева, попечением дворян Муромцевых, княгини… Барятинской и прочих доброхотных дателей, в царствование Великия Екатерины Вторыя и наследнике ее Благоверном князе Павле Петровиче, при архиерее Симоне, в лето от сотворения мира 7303, от воплощения Бога Слова 1795». Здесь же, под могилой основателя, в склепе, хранились его железный крест, вериги и суконные четки.
В 1808 г. игум. Павлин написал донос в Святейший Синод на своего предшественника: якобы схиигум. Серафим убеждал паломников, что мощи схим. Романа почивают нетленными. Игум. Павлин ходатайствовал перед Синодом о дозволении освидетельствовать могилу основателя. Получив разрешение Синодальной комиссии, он указал совсем др. могилу и обманным путем добился разрешения в 1808 г. сломать часовню над захоронением основателя, а строительный материал употребить на возведение здания ДУ, располагавшегося на территории монастыря. За нерадивое отношение к своим обязанностям в 1814 г. игум. Павлин был отстранен от управления монастырем. В 1837 г. данковским купцом Г. Ф. Лебедевым по обету, данному в память спасения его семьи от холеры по молитвам к строителю Роману, над могилой основателя была построена деревянная часовня с памятником подвижнику на месте разобранной в 1808 г. При игум. Дионисии IV часовня была отреставрирована, над могилой основателя поднят пол. Особенностью богослужебного устава монастыря являлся крестный ход к могиле старца Романа накануне или в день его кончины (в мае) из окрестных храмов и сел, сопровождаемый молитвой от бездождья.
Первые каменные кельи и ограда были построены при игум. Антонии II (1753-1764 гг.) на средства жившего в 1751-1753 гг. в Данковском монастыре на покое архиеп. Великоустюжского Гавриила (Русского). В 10-х гг. XIX в. были построены деревянный настоятельский корпус на каменном фундаменте и 2-этажный братский корпус. В 1824 г. нижний каменный этаж был перестроен строителем Досифеем (1823-1825 гг.) «из келий, бывших с давних лет», а верхний деревянный устроен из бревен, пожертвованных игум. Николо-Радовицкого монастыря Рязанской епархии Паисием. Внутренняя отделка келий и устройство иконостаса Покровского собора на сумму более 5 тыс. р. серебром осуществлены на средства о. Варсонофия, жившего на покое в монастыре. В 1830-1850 гг. была построена новая каменная ограда с башнями по углам и св. вратами; к 1850 г. сооружена новая соборная колокольня высотой 42 аршина. Колокол (более 88 пудов), отлитый на заводе елецких купцов братьев Н. и А. Криворотовых, пожертвовал помещик А. Казьмин.
При игум. Амвросии II († 1858 г.) были проведены масштабные ирригационные мероприятия: перед воротами и оградой Данковского монастыря сделана насыпь, укрепленная камнем, вбиты сваи в берег реки для предотвращения обрушения Никольского храма, устроена плотина. На средства купца М.М. Григорьева из г. Козлова (ныне Мичуринск) Тамбовской губ. был перестроен и поднят на высокий каменный фундамент настоятельский дом. В 1857 г. было приобретено 100 куб. саж. камня для укладки в набережную р. Вязовни. К сер. XIX в. Д. м. принадлежал к числу самых благоустроенных в епархии, что отмечали и паломники, и церковные власти. Посещая монастырь в 1859 г., архиеп. Рязанский Смарагд (Крыжановский) также отмечал «благолепие» построек.
К 1914 г. помимо храмов в Данковском монастыре имелось 2 братских корпуса под железной кровлей: каменный 2-этажный (перестроен из ДУ на месте разобранной Вознесенской ц.) и 2-этажный с деревянным верхом и каменным низом; деревянный настоятельский корпус на каменном фундаменте, различные постройки, баня, сторожка (1913 г.), колодец, сад, огород. Мон-рь был огражден плотиной со стороны реки и каменной стеной в 158 саженей в периметре с 2 круглыми башнями под металлической кровлей. Внутри ограды находилось братское кладбище, огороженное в 1907 г. балясником. Постройки монастыря занимали ок. 1 тыс. саж. земли.
Первыми вотчинными владениями Данковского монастыря стали станицы и заставы на мысе, устроенные в сер. XVII в. вблизи обители кн. М.И. Воротынским, перешедшие в собственность монастыря при боярине Никите Романовиче Юрьеве, воеводе Данковской крепости во 2-й пол. XVII в. При игум. Варсонофии (после 1648 г.) Монастырь владел 40 четв. земли и покосами — 80 копен. По переписи 1646 г., при нем значилось 30 крестьянских дворов с 54 крестьянами. По окладной книге 1676 г., монастырю принадлежало 20 четв. земли и сенных покосов 20 копен, 9 дворов крестьянских и бобыльских с 29 чел., полагалось «шестнатцеть алтын четыре денги, а прежние дани было три алтына две денги». Мн. благотворители завещали для вечного поминовения на пользу обители большие земельные участки. В 1681 г. боярский сын Яков Семенович Духанин, как сказано в монастырской записи, «поступился вкладу по отцу своему Савелью и по родителям своим в Донковском уезде поместной своей земли… смежно с монастырской землей 20 четв. в поле, со всеми угодьи». По указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686 г. игум. Кириллу была дана грамота на владение вотчиной — 220 дес. лесных угодий. В 1688 г. «поступися игумену Покровскаго монастыря Дионисию донковец, сын боярский Феодосий, Антонов сын, Воробьев 10 четв. в поле, а в две в с. Бигильдине, по обе стороны р. Дона, с лесы и дубровы и с сенными покосы и со всеми угодьи с тем условием, чтобы ему, игумену Дионисью с братией, его Феодосия за тот его вклад в Покровском монастыре постричь и питаться ему с братией вкупе». В 1668-1724 гг. монастырь владел подворьем в с. Бигильдине, в неск. верстах от г. Данкова. К 1724 г. за мон-рем числились 9 крестьянских и бобыльских дворов, в которых проживал 21 чел. муж. пола; 8 дес. пашни, 100 копен сенных покосов, 29 четв. и 1 четверик хлеба.
С 1724 г. по 40-е гг. XVIII в. Данковский монастырь был упразднен с переводом братии в рязанский Спасский монастырь, однако имеются упоминания, что с 1733 по 1741 г. в Данковском монастыре было возобновлено игуменское управление. В 1764 г. монастырь получил статус необщежительного заштатного, должен был находиться «на своем содержании, почему и настоятельство в нем строительское». Согласно генеральному плану 1779 г., монастырю принадлежала дер. Куликовка за р. Дон с 30 крестьянами и 700 дес. прилегаемой земли. В 50-х гг. XIX в. во владении оставалось лишь 86 дес. (30 дес.- в Данковском и 56 дес.- в Сапожковском уездах), доход составлял ок. 100 р. серебром в год, дотация из Данковского уездного казначейства — от 80 до 100 р. в год. К 1884 г. неприкосновенного капитала насчитывалось 64 929 р.
К кон. XIX в. Данковский монастырь упрочил материальное положение. В собственности монастыря находилось огородной и луговой земли 2 дес. 249 саж., неудобной — 3 дес. 950 саж., под проселочными дорогами — 780 саж., под реками Дон и Вязовня — 3 дес. 950 саж., пахотной — 148 дес. и еще 1770 саж., в Данковском у. близ Грязновского леса и Брусиновской пустоши — 31 дес. 930 саж., в Раненбургском у. в районе с. Астапова — 59 дес. 1770 саж. и в Сапожковском у. в с. Копнине — 56 дес.; а также в совместной собственности с ряжским Димитриевским монастырем Рязанской епархии — 10 дес. С 1903 г. у монастыря имелась Малинковская лесная дача в Раненбургском у.- 99 дес. 1440 саж. С 1904 по 1914 г. обитель получала за землю 675 р. в год. С 1905 г. монастырь владел процентными бумагами на 63 382 р., из к-рых 4% облигаций Гос. комиссии погашения долгов на 3700 р. и 4% непрерывно-доходных билетов на 9054 р.
В ризнице Данковского монастыря хранились Евангелие, подаренное царем Алексеем Михайловичем, и несколько изданий XVII в. Согласно ведомости за 1914 г., монастырь имел «достаточно церковной утвари и библиотеку», в «выданную из Рязанской духовной консистории опись церковного имущества» входило более 500 наименований. По документам 1883 г., штат состоял из игумена, 3 иеромонахов, 2 иеродиаконов, 2 диаконов и 5 послушников. По штату 1918 г., числились настоятель, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника; фактически в том же году проживали настоятель архим. Макарий (1900-1919 гг.), казначей, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 3 послушника и 4 временных трудника.
В марте 1917 г. у Данковского монастыря были экспроприированы земельные участки, находящиеся вне территории Данковского у., а к кон. 1917 г. монастырь лишился земли полностью. 13 марта 1918 г. Данковский уездный исполком избрал комиссию для описи монастырей. В Данковском монастыре предполагалось устроить дом инвалидов или приют. В окт.-нояб. 1919 г. направленная в монастырь рота красноармейцев разорила братские кельи. Постановлением Данковского уездного исполкома от 10 дек. 1919 г. упразднялись все монастыри уезда. 24 дек. началась работа ликвидационной комиссии, в результате которой 15 насельников (архим. Макарий, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 4 послушника) были выселены из монастыря, иконы и церковная утварь изъяты. Первоначально здания монастыря передавались в распоряжение районной службы соцобеспечения, затем в них планировалось разместить детскую колонию. Впоследствии постройки обветшали и к середине 30-х гг. XX в. были полностью уничтожены; кирпич использовался для строительства фабрики. До начала 2006 г. на месте Данковского монастыря был пустырь, поросший бурьяном. Часовня и захоронение схим. Романа не сохранились. Остатки монастырского кладбища были раскопаны в поисках ценностей.
К началу 2007 г. завершены археологические работы, проводимые Госдирекцией по охране культурного наследия Липецкой обл. В ходе раскопок были исследованы сохранившиеся фундаменты строений XVI-XIX вв., изучены места возможных захоронений. По благословению еп. Липецкого и Елецкого Никона (Васина) проводится подготовительная работа для строительства храма во имя свт. Николая Чудотворца на месте бывш. монастыря.
Игум. Митрофан (Шкурин), http://www.pravenc.ru/text/171349.html
О начале монастыря сего других достоверных сведений не имеется кроме устных преданий, по которым существовал он еще до населения г. Данкова и назывался Покровскою пустынью. По преданию, обитель была основана во второй половине XVI в. опальным боярином Романом Никитичем Телепневым-Оболенским, скрывавшимся в самой дальней своей вотчине — с. Телепнево — от гнева царя Иоанна Грозного. Решив удалиться от мира, боярин поселился в устье реки Вязовни, срубив себе келью и часовню и обнеся их оградой. Вскоре слава о поселившемся здесь подвижнике распространилась по окрестным селениям, и жители близлежащих мест стали приходить к Роману Телепневу, прося его молитв и благословения. Документально же подтверждается лишь тот факт, что во главе Покровского мужского монастыря города Данкова в 1627-1628 гг., когда обитель в первый раз упоминается в писцовых книгах, действительно стоял строитель Роман Телепнев. Впоследствии он упоминался в документах как «старец», а предания сохранили о нём память как о подвижнике, по молитвам которого шёл дождь, совершались различные чудеса и знамения. И после смерти старца Романа память о нём сохранялась и в монастыре и среди данковчан.
По указу 1724 г. Данковский Покровский монастырь должен был быть упразднён, а братия его переведена в Рязанский Спасский монастырь. K этому времени в обители, управлявшейся игуменом, было две церкви, деревянные ограда и кельи. Монахов было 10 человек. За монастырем числилось 9 крестьянских и бобыльских дворов, мужского пола 21 человек, пашни 8 десятин, сенных покосов — 100 копен, хлеба 29 четвертей и 1 четверик. Неизвестно, когда точно Покровский монастырь был восстановлен, но в 1740-х гг. он уже вновь упоминается в документах.
До середины XVIII в. все монастырские постройки были деревянные. В 1746-1748 гг. на средства данковского помещика майора Авраама Ивановича Спешнева была построена каменная соборная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами. Данковский Покровский монастырь принадлежал к числу небогатых русских монашеских обителей. В 1764 г. необщежительный монастырь был причислен к разряду заштатных и с тех пор находился «на своем содержании, почему и настоятельство в нём строительское». Благоустройство монастыря было продолжено при настоятеле Симеоне.
На средства княгини Феодосии Федоровны Барятинской и помещиков Муромцевых в 1795 г. сооружена каменная часовня на могиле основателя монастыря старца Романа и установлена доска из белого мрамора, надпись на которой гласила: «Благословением Божием создалася часовня сия, Рязанского Наместничества в городе Данкове, в Покровском монастыре, в честь и славу блаженной памяти здесь под спудом почивающего схимонаха Романа Никитича Телепнева, попечением дворян Муромцевых, княгини Феодосии Феодоровны Барятинской и прочих доброхотных деятелей, в царствование Великия Екатерины Вторыя и наследника Ея, Благоверном князе Павле Петровиче, при архиерее Симоне, в лето от сотворения мира 7303, от воплощения Бога Слова 1795». В часовне хранились железный крест, вериги и суконные четки подвижника. Однако в 1808 г. при настоятеле Павлине каменная часовня была разобрана. В 1811 г. в Покровском монастыре вчерне построена церковь св. Николая Чудотворца, освящение её состоялось 10 июля 1824 г. ректором Рязанской семинарии Илиодором.
В 1837 г. данковским купцом Григорием Фаддеевичем Лебедевым по обету, данному в память счастливого спасения в 1831 г. по молитвам схимонаху Роману его семьи от холеры, была построена деревянная часовня над могилой основателя монастыря с памятником подвижнику на прежнем месте.
В 1845 г. настоятелем Покровского монастыря стал игумен Амвросий (умер 10.03.1858 г.), при котором в обители велось активное строительство: в 1847-1850 гг. построена новая каменная ограда размером 40х50 саженей с башнями по углам и святыми воротами; в соборе алтарная арка укреплена двумя столбами, а пол выстлан каменными плитами, обновлен иконостас собора и выполнена живопись; в 1856 г. построены трапезная и два новых придела в Покровском соборе — во имя св. Василия Великого и св. Василия Рязанского, сооружена новая соборная колокольня высотой 42 аршина с колоколом весом 88 пудов 10 фунтов, отлитым на заводе елецких купеческих братьев Николая и Алексея Kриворотовых. Kроме того, были перестроены деревянный трапезный корпус и настоятельские покои с кладкой в них двух изразцовых печей, отремонтированы братские кельи, покрыты железом Никольская церковь, амбар и кельи, а ледник и погреб — тесом; отремонтированы хозяйственные постройки и конный двор.
В середине XIX в. Покровская обитель по праву принадлежала к числу самых благоустроенных монастырей епархии, что отмечали и паломники, и церковные власти. Так, в 1859 г. архиепископ Рязанский Смарагд при посещении Покровского монастыря хвалил его благолепные постройки. В 1881 г. архитектор Николай Михайлович Чистосердов выполнил проект нового соборного храма монастыря. K 1886 г. были возведены стены собора, 4 сентября т.г. на новом храме поставили деревянные главки, стропила и покрыли крышу. Вместе с окраской работы завершились к 9 октября. Вновь построенный пятипрестольный храм с пятью главами храм крестообразной формы освидетельствован архитектором Николаем Михайловичем Чистосердовым в сентябре 1887 г.
13 марта 1918 г. Данковский исполком постановил: избрать комиссию для описи монастырей. В Покровском монастыре предполагалось устроить дом инвалидов или приют. В 1919 г. в монастыре насчитывалось 15 насельников: архимандрит, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 4 послушника. В октябре 1919 г. в монастырь была поставлена рота солдат-красноармейцев. Через месяц с небольшим она выбыла, оставив братские кельи негодными для проживания. А 10 декабря 1919 г. Данковский уисполком постановил упразднить все монастыри уезда. 24 декабря т.г. началась работа ликвидационной комиссии. Здания монастыря передали в распоряжение собеса, затем планировали приспособить под детскую колонию. Позднее монастырь пришел в запустение, а все его постройки были разобраны на кирпич.
В 2006 г. на месте монастыря проводились археологические исследования, позволившие определить примерное местоположение монастырских построек и точное местонахождение одной из угловых башен монастырской ограды.
В 2009 г. работы по локализации монастырских зданий были продолжены по заказу группы верующих, занимающихся подготовкой возрождения древней обители, и основной задачей нынешнего полевого сезона стало обнаружение фундаментов часовни, сооружённой над местом погребения основателя обители старца Романа. В результате проведённых исследований удалось локализовать местоположение часовни, фрагмента монастырской каменной ограды с западной стороны и Никольского храма, располагавшегося в юго-западном углу монастыря.
http://www.gosdirekcia.ru/news?id=376