Данилово. Выговская Богоявленская старообрядческая мужская пустынь.

Выговское, или Выго-Лексинское, общежительство, основанное в 1694 году, было крупнейшим центром старообрядцев-беспоповцев. Выговский суземок, где с конца 1670-х гг. появились отдельные скиты и поселения староверов, находился на северо-восточном берегу Онежского озера, по верхнему и среднему течению реки Выг. Этот труднодоступный и незаселенный район стал местом прибежища для ревнителей «старой веры», недовольных церковной реформой патриарха Никона. Из Соловецкого монастыря, осажденного царскими войсками за непризнание церковных реформ, уходили на материк и на реку Выг многие соловецкие подвижники, проповедовавшие древнее благочестие. С усилением гонений на старообрядцев все более массовый характер приобретало переселение в этот район окрестных крестьян, которые основывали на новых местах свои поселения, расчищали земли под пашни и сеяли хлеб. Из соединения таких поселений под единым управлением в октябре 1694 года образовалось Выговское общежительство, основанное церковным дьячком из с. Шуньга Даниилом Викулиным и посадским человеком из Повенецкого рядка (ныне пос. Повенец, Карелия) Андреем Денисовым.
Первоначально в общежительстве существовало 2 типа поселений: мирские («становища») и скитские (основанные иноками), в последних не допускалось совместное проживание мужчин и женщин. Общежительство состояло преимущественно из мирян, монашеский постриг не принимавших, но было устроено по типу общежительного монастыря. К началу XVIII в. сложился архитектурный облик общежительства. В центре — соборная часовня, соединенная с трапезной, из которой крытые переходы вели в столовую; по периметру располагались жилые кельи, больницы, хозяйственные постройки. Все это составляло живописные, свободно раскинувшиеся ансамбли. Они были похожи на обычные северные погосты и монастыри, но выглядели обширнее, их облик был более сложным. Жилых и хозяйственных построек было много, и над их массой поднимались часовни. Все строения были обнесены высокой деревянной оградой, главные ворота которой именовались святыми. За стеной располагалась гостиница для паломников. Через реку Выг был построен мост. Первоначально Богоявленская мужская обитель была разделена стеной на две половины – мужскую и женскую. В 1706 году на реке Лексе была построена отдельная Крестовоздвиженская женская обитель. В обеих обителях были подворья — женское на Выгу, носившее название Коровий двор, и мужское на Лексе. В окрестностях обителей были основаны поселения-скиты, где допускалось проживание семьями. Руководящим органом общежительства являлся собор, состоявший из киновиарха, должностных лиц киновии и выборных от скитов. Соборными постановлениями оформлялось решение духовных и светских дел.
В 1717-1740 годах Выго-Лексинское общежительство стало главным идейным центром староверов поморского согласия. Здесь были выработаны, сформулированы и обоснованы главные принципы вероучения: теория духовного антихриста, идея вынужденного отсутствия священства, выделение нужно-потребных таинств (крещения и покаяния) и обоснование канонической возможности их совершения «простецами», образование института духовного наставничества. Именно здесь были созданы основополагающие догматические сочинения, доказывающие истинность старой веры, и прежде всего «Поморские ответы» (1723).
Старообрядческое трудолюбие совершило настоящее чудо. В начале XVIII века Выг располагал хорошо налаженным многоотраслевым хозяйством – большие площади были отвоеваны у леса и возделаны под пашни, заведены огороды, разведен скот, организованы торговля, морские звериные промыслы, судовое строение и кустарные производства. На Лексе построили большую мельницу, перегородив реку плотиной, возвели кожевенные и кирпичные заводы. Чеканились свои деньги – «даниловские рубли». Со временем было организовано производство высокохудожественных икон, крестов, складней, литье, книжное дело. Действовали школы и библиотека. Начальное образование здесь получил Михайло Ломоносов. Особенного расцвета достигли скиты в середине и второй половине XVIII века. Тогда в сузёмке было около тридцати поселков, где жило больше семнадцати тысяч человек. Кроме коренных жителей это были выходцы из Москвы, Поволжья, Новгорода, Архангельска, Великого Устюга.
В 1705 г. поселение на Выге было приписано к Повенецким железным заводам, что дало староверам официальный статус и свободу вероисповедания, хотя выговцы и платили особую подать «за раскол». Притеснения появились при Николае I. Политика “полного искоренения раскола” привела к разгрому выговских монастырей. В 1854 г. началось выселение жителей Выговского общежительства., не приписанных сюда по ревизии. В 1856-1857 годах были закрыты и запечатаны столовые-моленные на женском и мужском подворьях, выговская и лексинская соборные часовни. Убранство храмов было описано, частично утрачено, частично стало передаваться в единоверческие церкви Петрозаводского уезда. В 1862 г. оставшееся имущество было вывезено в Петрозаводск, размещено в подвалах архиерейского дома. Отдельные иконы из выговского собрания в настоящее время хранятся в Карельском музее изобразительных искусств (о судьбе выговской библиотеки см.: Юхименко. Выговская старообрядческая пустынь. Т. 2. С. 7-197). Профессор Е. В. Барсов вспоминал: «7 мая 1857 года выговцы собрались вечером в часовню на всенощную ко дню Иоанна Богослова. Большак вынес из келий свою икону, чтобы петь перед ней величание; в это время чиновник Смирнов, со становым приставом, волостным головой и понятыми, явился в часовню, объявил собравшимся, чтобы прекратили служение и вышли вон; потом запечатал часовню и приставил к ней караул. Наутро целые горы икон, крестов, книг, складней были навалены и увезены неизвестно куда». Говорят, что чиновники нарочно садились на воза, чтобы показать свое презрение к тому, на чем сидели. Часовни и другие здания потом были сломаны на глазах раскольников.
Местность опустела. После разорения обителей в «Списке населённых мест Олонецкой губернии» 1873 года упоминалось село Данилово (Даниловский скит, Даниловский погост) при реке Выге, Повенецкого уезда, с населением 74 человека. М.М. Пришвин , побывав в 1907 году на Выге , так описывал свои впечатления: «На месте когда-то цветущего городка теперь жалкое село-волость: в нем есть православная церковь, живут батюшка и диакон, писарь, старшина. Можно не обратить внимание на полуразрушенные ворота на берегу Выга, несколько раскольничьих могил на кладбище и несколько старых даниловских домов».
Ныне Выгозеро и течение Нижнего Выга включено в систему Беломорско-Балтийского канала. От бывшего деревянного городка Выговского общежительства осталась только обширная поляна в деревне Данилово на берегу Верхнего Выга. По результатам последней переписи населения здесь проживают 5 человек. Недалеко от Данилова стоит полуразрушенная кладбищенская часовня бывшего Березовского скита.
В последние два десятилетия бывшее Выговское общежительство стало местом паломничества староверов. В 1994 г. здесь, на месте бывшего кладбища на территории мужского общежительства, был восстановлен памятный крест выговским пустынножителям. В 1997 г. была зарегистрирована Выговская староверческая община, насчитывающая до 40 верующий из поселка Повенец и других мест.
Источники информации:
http://www.pravenc.ru/text/161059.html
http://www.starover.lt/Default.aspx?ArticleID=491&Element=ViewArticle&TopicID=35
http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/proza/v-krayu-nepuganyh-ptic/vygovskaya-pustyn.htm
wikipedia

Соборная часовня Богоявления Господня (она была построена в 1710-е годы) – большая постройка, состоявшая из двусветной моленной, обширной трапезной и сеней. Трапезная и сени имели единую кровлю и по два окна, располагавшихся на одном уровне с нижними окнами моленной. Моленная («певческая») имела окна в два уровня. Ее кровлю венчала главка с крестом, которая покоилась на небольшой «бочке» — традиционном элементе выговских храмов. Трапезная отделялась от часовни стеной. В стене были двери и два окна, закрывавшиеся ставнями. Высота моленной от пола до потолка составляла 4 сажени (8,5 м), ширина – почти 6 саженей (12,68 м). Утварь в 1739 году состояла из четырехрядного тяблового иконостаса, 40 мелких образов, 2 паникадил, 11 медных лампад и 27 книг. Рядом с часовней стояла большая колокольня, сруб которой – восьмерик на четверике — завершался ярусом звона под высоким шатром.
В женском Лексинском монастыре главная часовня во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста по своим размерам и оформлению значительно превосходила все прочие часовни первой половины XVIII века, в том числе и Богоявленскую на Выге. В 1728 году здесь была построена новая часовня вместо сгоревшей старой. К часовне прирубили «велию трапезу», а к трапезной с двух сторон «приделы», «в одной стороне для говори псалтырей по усопшим», а в другой стороне для пускания приезжих гостей. Приделы отделялись от трапезной плотной стеной «выше человека», которая завершалась под потолком решеткой, «дабы стоящим в приделах слышати с часовни пение». Оба придела соединялись с трапезной дверями. К трапезной примыкала «немалая» паперть. Часовня соединялась со столовой переходами с перилами. Параллельно со строительством часовни иконописцы из Выговского монастыря и Березовского скита писали для нее иконы.
В Крестовоздвиженской часовне был пятиярусный иконостас. В местном ряду иконостаса стояло 10 больших икон (Богородицы Тихвинской в окладе, Распятие Господне с венцом, святого пророка Иоанна Предтечи с венцом, Пресвятой Троицы, святителя Николы Чудотворца, апостолов Петра и Павла, евангелиста Иоанна Богослова с венцом, Софии Премудрости Божией, преподобных Зосимы и Саватия Соловецких, святого пророка Илии). Кроме того, здесь же раcполагалось 49 мелких икон, 6 из которых были в окладах. Выше шел деисусный ряд с иконами всех двенадцати апостолов. Над ним располагался праздничный ряд с иконами двунадесятых праздников, а еще выше – пророческий и праотеческий ряды. Кроме иконостаса в певческой имелось одно медное паникадило, 10 жестяных лампад, 13 старопечатных книг. Убранство трапезной было более скромным и ограничивалось 13 иконами.
Источник: Кожурин К. «Посведневная жизнь старообрядцев». — М.: Молодая гвардия, 2014. С. 341-343.

О деревне Данилово и восстановлении обители:

Старообрядцы из Петербурга восстанавливают общину на севере Карелии

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?