Данилов. Церковь Спаса Преображения.

Церковь Преображенская бесприходная, каменная, вся теплая, прочная, с З-мя престолами: Преображения Господня, Казанской Матери и Святителя Иоанна Милостивого, построена на средства горожан в 1806 г. Чтимыя святыни: 1) Святый напрестольный крест с мощами 4-хъ святых угодников Божиих: Созонта, Каллистрата и др. 2) икона Неопалимой Купины, местная, в главном храме, носится в городских крестных ходах, как особо чтимая; 3) икона Казанская, местная, в правом приделе, почитается особым молебном каждое воскресенье; 4) икона Божьей Матери Всех Скорбящих Радости.
Рядом с церковью каменная часовня, построена в одно время с церковью на месте алтаря церкви Предтеченской. Был здесь монастырь закрытый в 1640 г. До монастыря на месте церкви стоял дворец, устроенный московским Св. князем Даниилом Александровичем (в 1303 г.) и сожженный вместе с Даниловом поляками. Найденная на месте дворца св. Казанская икона Б. Матери послужила причиною устройства сначала Преображенской церкви, а затем и монастыря мужского. Против алтаря церкви участок земли в 326 кв. сажени; против южного входа в церковь другой в 30 кв. с., на последнем построена церковная сторожка, деревянная.
Церковного капитала в билетах 1395 руб. Прихожан при Преображенской церкви нет. Причта — священник и псаломщик. Казенного жалованья причту 392 руб. Неприкосновенного причтового капитала 5999 р. (по данным на 1908 г.).

Возникновение пустыни в окрестностях села Даниловского (сейчас – город Данилов) связано с именем старца Капитона, получившего в 1634 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Романова пустошь Колесникову.
Именно здесь, в Колясниках (село Троицкое в Колясниках (не сохранилось)), зародилось особое религиозное учение, образовавшее впоследствии особый вид раскола – беспоповщину, именуемую «Капитоновщиной». И именно отсюда разошлось учение Капитона по всей стране и стало предшественником реформ патриарха Никона. После бегства из пустыни Капитона и его последователей в 1639 году недавно открытая обитель пришла в сильное запустение и находилась на грани закрытия. Однако в 1640 году в пустынь Святой Троицы переводятся монахи упраздненного Преображенского мужского монастыря, располагавшегося в селе Даниловском, и жизнь монастыря вновь активизировалась.
Обитель процветала за счет множества паломников, стекающихся из окрестных деревень к Явленной и Чудотворной иконе Божьей Матери. Троице-Колясниковская пустынь, расположенная в непосредственной близости от села Даниловского, была довольно хорошо благоустроена, и благодаря вкладам и пожертвованиям отдельных частных лиц, ко времени своего закрытия имела немало ценных предметов церковной утвари, серебряных крестов, икон. В Ярославском музее-заповеднике сохранился уникальный Синодик Троицкой обители начала XVII века с красочными миниатюрами, имеющий большую историческую и художественную ценность.
Немногим больше века была жизнь Троицкого монастыря — в 1764 году Колясниковская пустынь была упразднена. Церкви стали приходскими, а на монастырских землях расположилось село Троицкое.
В XIX — XX веках в Колясниках существовал большой церковный поселок, включавший в себя кроме двух храмов, дом для священнослужителей и церковно-приходскую школу. До настоящего времени ни монастырские постройки, ни гражданские не сохранились.
На месте бывшей обители и села 9 октября 2008 года установлен памятный крест.
Источник: сайт «Данилов край» http://danilov-krai.wedge.ru/page/place—69.html

Преображенская церковь в Данилове
Согласно Книге Достопамятностей Воскресенского собора Преображенская церковь строилась с 1798 по 1804 гг., что подтверждается и иными свидетельствами. Так в тексте «Топографических описаний» 1797 года упоминается деревянная церковь Преображения Господня, а «Топографические описания Ярославской губернии» 1803 года уже свидетельствуют о «каменной, вновь выстроенной, приходской церкви во имя Преображения Господня с двумя приделами – Казанской Пресвятой Богородицы и Иоанна Милостивого. Примечательно, что «Сведения о монастырях и храмах Ярославской епархии» 1908 г. указывают на дату строительства церкви как на 1806 год.
Храм имел обычную для своего времени продольно-осевую композицию объемов. Над высоким четвериком поднимались пять глав на граненых барабанах. Северный и южный фасады летнего храма были оформлены классическими портиками с треугольными фронтонами. Поставленная на взгорье, Преображенская церковь играла важную роль в организации городской пространственной среды, служила вертикальной доминантой ее северной части.
Рядом с церковью находилась часовня, устроенная на месте алтаря старого храма Преображения, построенного еще в 1681 году и разобранного в конце 1790-х гг. из-за ветхости.
Согласно Книге Достопамятностей, до 1840 года Преображенская церковь не имела печей, в нее ходили одни девицы и потому слыла она в народе девичьей церковью. Служба в ней происходила редко и по воскресным дням, церковь находилась в ведении Воскресенского собора.
Во время городского пожара в июне 1895 года церковь Преображенская церковь сильно пострадала. Вот как описан этот случай в Книге Достопамятностей: «особенно потерпела снаружи много повреждения первая — Преображенская, все пять глав, как и с колокольни, спали и крыши обгорели, отчего и церковь трапезная, придельная понесла от бывшего в оной деревянного накатника порчу обоих иконостасов, но престолы и жертвенники, равно как и вся утварь Церкви – спасены».
Храм Преображения разрушен в 1957 году.
С сайта http://даниловский-край.ярославль.рф/page/build—167.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?