Далянь (Дальний). Часовня Владимира равноапостольного.

Была возведена в 1912 г. на Русском воинском кладбище в Порт-Артуре (ныне Люйшунь). Кладбище было основано в рамках российской программы по увековечиванию памяти погибших в Русско-японскую войну на пожертвования, собранные по всей России. Оно стало самым важным и большим в Китае мемориалом этой войны – сюда по распоряжению японских властей с временных кладбищ были перезахоронены останки 14 631 защитника крепости Порт-Артура.
В часовне находилась символическая модель Голгофы, две хоругви, три серебряных и несколько металлических венков, возложенных в разное время на могилы воинов их соотечественниками, в том числе «чудной работы» серебряные венки от императора и императрицы. Голгофа напоминала о подвиге Христа, совершенном во искупление человеческих грехов, подобно тому, как русские воины приняли смерть во имя православной веры, царя и Отечества. Облик часовни никак не связан с византийской темой, несмотря на освящение в память князя Владимира, которому принадлежала заслуга введения христианства на Руси и превращение ее в государственную религию. Возведенная на месте исторического события, она была призвана, прежде всего, обозначить мемориальность места. Идеи же реализовать в архитектуре смысл посвящения часовни святому Владимиру, как видно, не было изначально. Не исключено, что объем русской православной часовни был согласован с японцами, дабы она не превосходила размерами памятника, установленного в 1908 г. самими японцами. Возможно, русские строители сознательно, из морально-этических соображений, ограничились небольшой постройкой. Так или иначе, обошлись самым необходимым.
Сугубо рациональный, прямоугольный в плане объем (здесь же сторожка и жилище смотрителя кладбища) украшает лишь небольшое круглое мозаичное панно с образом Богоматери в шипцовом аттике над южным входом и венчающая его луковичная главка. Установлено, что изображение Девы Марии (так буквенно обозначено на панно) – копия фрагмента композиции «Неопалимая купина», установленной в северной арке церкви Воскресение Христова («Спасе на крови») в Санкт-Петербурге. Разница заключается в характере набора смальты, цвете нимба, одеяния и написания букв. Для фона «порт-артурской» Девы Марии использована золотая смальта (кантарель), для нимба тянутая. Для лика и одежды, вероятно, была применена колотая с подточкой смальта. Весь набор осуществлен в металлическую сковороду, что часто практиковалось. Это удобно для транспортировки и для установки небольших произведений. Автор оригинала – художник В.В. Беляев, который сотрудничал с Санкт-Петербургской мозаичной мастерской Фроловых на протяжении многих лет. Беляев мог повторить фрагмент собственной композиции для порт-артурского заказа, мог это сделать какой-либо другой художник, включая самого В.А. Фролова (атрибуция мозаичного панно осуществлена внуком и полным тезкой Фролова).
В часовне имелась книга посетителей и находилась шинель адмирала О.С. Макарова, которая служила своеобразной реликвией, свидетельствующей об еще одной функции часовни-памятника, дополнительной к сакрально-мемориальной – музейной, что было характерно для всех памятных воинских храмов.
Церковь, долгое время служившая складом, сохранилась. В 2010 г. была завершена ее реставрация в рамках реализации российско-китайский проекта реставрации воинского мемориала «Порт-Артур» (2009–2010 гг.).
Сайт www.artrz.ru » Искусство и архитектура русского зарубежья»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?