Далматовский Успенский мужской монастырь

Преподобный Далмат, основавший Успенский Далматовский монастырь, был дворянином, на протяжении десятилетий до монашеского пострига несшим военную службу. Мы не знаем, как его отец, Иван Мокринский, выходец из Рязанского края, оказался в Сибири, но в 1594 году, когда родился его старший сын Дмитрий, он значился казачьим атаманом в Берёзове. В 1628 году семья Мокринских, мать святого была крещёной татаркой, из чего можно заключить, что отец его на ней женился уже в Сибири, перебрался в Тобольск; около шести лет Дмитрий Мокринский служил в Вагайском острожке; в 1636 году вернулся в Тобольск. К тому времени он давно уже обзавелся собственным семейством. Его сын, архимандрит Исаак, писал, о тогдашней жизни своего батюшки: «Не велми богат, но жительствуя без великия скудости, дом свой строя во обилии, по своей вере без нужды прилежа к церкви». Последняя фраза этого свидетельства важна — она показывает, что будущий подвижник, исправно неся свою светскую службу и с усердием занимаясь домостроительством, тем не менее несколько томился жизнью в миру и душой всегда устремлялся к Богу.
Тут требовалось какое-то событие, чтобы устремления эти реализовались. По-видимому, таким событием стала смерть жены — во всяком случае, вскоре после этого Дмитрий Мокринский оказался в Невьянске, в тамошнем Богоявленском монастыре, где его постригли в монашество с именем Далмат. Было святому в ту пору пятьдесят лет. В этой обители преподобный не слишком задержался — в 1644 году, когда братия захотела его избрать в строители, настоятельская должность, он, желавший отшельнических подвигов, покинул монастырь и ушёл на юг. Ушёл налегке, взяв с собой лишь икону Успения Божией Матери. Путь монах Далмат одолел неблизкий — около 250-ти километров, — прежде чем ископал себе пещерку на левом берегу Исети, у впадения в неё речки Течи, где и предался неусыпной молитве. Тогда это была граница русского мира. Сама земля, на которой поселился святой Далмат, принадлежала ясачному татарину Илигею. Тот поначалу всячески досаждал подвижнику, опасаясь, что вслед за ним придут другие русские, даже порывался убить его, однако после вразумления, полученного во время явления ему Божией Матери, отношение к преподобному изменил, подарил ему землю под устройство нового монастыря и даже снабдил его шлемом и кольчугой — предметами нелишними в этих местах, случилось это в 1646 году. Вскоре к Далмату стали собираться ученики, и на берегу Исети появилась новая обитель с деревянной Успенской часовней. Спустя пять лет произошла трагедия. В 1651 году святой основатель монастыря некоторое время был в отлучке по делам, а когда вернулся, то на месте обители обнаружил лишь пепелище. Выяснилось, что приходили калмыки, сожгли монастырские постройки, несколько иноков убили, а остальных увели в плен. Сохранилась лишь икона Успения Божией Матери, целой и невредимой обнаруженная среди головешек. С тех пор образ этот почитался чудотворным.
С ещё большим усердием принялся преподобный восстанавливать монастырь. Объявился у него и прекрасный помощник — его сын, постриженный в монашество с именем Исаак. Возвели деревянную Успенскую церковь, кельи, подсобные постройки, завели строгий устав. Настолько строгий, что в 1664 году последовал донос на то, что в обители не отмечают именины царя Алексея Михайловича и членов царской семьи. На все обвинения преподобный с достоинством отвечал, что в дни постов в монастыре служатся лишь молебны о здравии, «царские» же празднования отмечаются после Светлой недели. В 1666 году в обители учредили игуменство — первым официальным настоятелем стал сын Далмата Исаак. Преподобный прожил невероятно долгую жизнь, он мирно почил в 1697 году, 103-х лет от роду, и был погребён в алтаре Успенского храма, в кирпичном склепе. В начале ХVIII века в монастыре развернулось каменное строительство. В 1707-1720 годах к западу от деревянной церкви воздвигли грандиозный Успенский собор — невидимый до того не только в Далматове, но и за его пределами. Начиная строительство, ориентировались на возведённый двадцатью годами раньше Софийский собор в Тобольске, однако в ходе работ проект изменялся, и в результате вырос огромный двухэтажный храм — с четырёхстолпной двусветной нижней и бесстолпной верхней церквами, сочетание, вообще говоря, уникальное, с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней. Стилистически это было сооружение многосоставное, оно вобрало в себя черты и украинского зодчества, и нарышкинского барокко, и древнерусской архитектуры. Чуть позже монастырь окружили каменными стенами с тремя башнями.
Славен был Далматовский монастырь в ХVIII столетии — в нём работали многие талантливые иконописцы, имелась достойнейшая библиотека, действовали певческая школа и славяно-латинская семинария. В ХIХ — начале ХХ века строительство продолжилось. В 1871-1881 годах над погребением преподобного Далмата возвели храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», исполненный в духе модной тогда эклектики; в 1917 году во имя апостола Иоанна Богослова освятили надвратную церковь. После Октябрьской революции власти превратили обитель в «музейный монастырь», упразднённый в 1928 году — тогда же были совершены последние богослужения в Скорбященском храме. Многие реликвии, в том числе чудотворная икона Успения Божией Матери, оказались утрачены; доспехи, подаренные татарином Илигеем преподобному Далмату, передали в Свердловск, на музейное хранение. В стенах бывшей обители разместилась сельскохозяйственная коммуна. С водворением в 1945 году в бывшем монастыре Молмашзавода был обезображен надстройкой Успенский собор, в нём уничтожили могилу архимандрита Исаака; в Скорбященском храме, в усыпальнице святого Далмата, устроили гальваническое производство.
В 1992 году монастырь был возрождён, с тех пор он постепенно восстанавливается; основные богослужения совершаются в Скорбященском храме, где в 1994 году состоялось обретение мощей преподобного Далмата — ныне это главная святыня Далматовской обители.
С 2001 года регион участвует в федеральной целевой программе «Культура России», в результате чего на памятнике проводятся систематические ремонтно-реставрационные работы. За это время освоено около 27 миллионов рублей: восстановлена надвратная церковь – первый и, к сожалению, не самый удачный, пример комплексной реставрации монастырского объекта; отреставрирована крыша северных келий, и сегодня оба эти объекта используются монастырем. Участками ведется реставрация монастырских стен, восстанавливаются утраченные элементы. Проводится поэтапная комплексная реставрация церкви «Всех Скорбящих Радосте». Именно на этот объект, менее всего пострадавший в период индустриального прошлого, был направлен основной объем денежных средств по федеральной программе. В этом году завершены работы по восстановлению пятиглавия церкви, освоено 6,9 млн. руб. Реставрационные работы проводятся и за счет средств монастыря. Так были восстановлены игуменские кельи и часть братских келий, часовня, находящаяся напротив северных ворот, проводится работа по благоустройству. Благодаря поддержке администраций Далматовского района, города Далматово и при участии местных предприятий территория монастыря постепенно освобождается от поздних диссонирующих построек.
С 2008 года полномочия по государственной охране Далматовского монастыря возложены на Управление культуры Курганской области. В этот же год специалистами управления было проведено полное обследование всех монастырских объектов, благодаря чему стали известны проценты утрат каждого объекта, появилась возможность прогнозировать затраты и планировать работы. В первую очередь управлением разработан проект зон охраны памятника, совместно с администрацией г. Далматово на условиях софинансирования.
В настоящее время проект проходит процедуру согласования. Сегодня на площади в 4,7 га территории, занимаемой монастырем, проживают постоянно или временно 20–30 человек. Конечно, есть движение паломников, туристов, есть прихожане, однако об эффективности использования объекта пока говорить не приходится. Будущее монастыря – в использовании всех потенциальных возможностей, включая существование на базе монастыря образовательного комплекса, производства предметов религиозного назначения, народных промыслов, Юго-западные кельи и башню, постройки духовного училища можно приспособить для размещения муниципального историко-краеведческого музея, что позволит освободить и передать епархии в пользование здание Николаевского храма, ныне занимаемое музеем и также являющееся объектом федерального значения. Это решение приведет и к увеличению площадей музея, и к восстановлению лежащих в руинах исторических построек, и к возможности вкладывать в реставрационные работы средства местного бюджета. Однако возможности использования некоторых объектов можно будет оценить только после проведения инженерных исследований.
Наиболее сложной является ситуация с Успенским собором. Сегодня нет полной уверенности в возможности восстановления утраченных сводов без опасности разрушения здания в ходе снятия межэтажных перекрытий. В настоящее время ремонтно-реставрационные работы финансируются, прежде всего, из федерального бюджета. Средства выделяются Министерством культуры РФ на основе заявок, формируемых регионами. Ежегодный организационно-финансовый план реализации программы утверждается министром культуры после благословения патриарха, поскольку именно в финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата происходит пообъектное распределение средств программы.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?