С середины XIX в. Москва переживает «дачный бум». С Высочайше утвержденного мнения Государственного совета от 7 июля 1847 г. за № 21387 «О раздаче в окрестностях столиц пустопорожних земель под устройство дач на сроки до тридцати лет». На расстоянии 25 верст вокруг Москвы и Санкт-Петербурга разрешалось выделять земли под устройство фабрик и заводов, а также «дач красивых, удобных и вполне соответствующих своему предназначению».
Район Петербургского шоссе, а особенно Петровского парка, был престижным дачным местом: кроме загородных домов московской знати, здесь располагались рестораны и другие увеселительные заведения. К началу века дачное строительство набирает обороты, огромные участки начинают дробиться на более мелкие, позволить которые может себе и менее взыскательная публика. В заметке журнала «Развлечение» за 1889 г. автор так определяет контингент дачного поселка: «В Петровский парк ехал beau monde, аристократия, спортсмены, адвокаты, разорившиеся дворяне… и врачи».
В конце XIX века участок приобретает купец А. М. Постников, учредитель «Товарищества фабрики металлических изделий А. М. Постникова», производитель церковной утвари и кабинетной бронзы. В годы своего владения часть участка он сдает в аренду «королю антрепризы» Ш. Омону. После смерти Постникова участок дробится, и дом с прилегающим участком переходит во владение московских фабрикантов Коншиных, а затем в 1914-1915 гг. И. А. Манташеву, сыну известного нефтепромышленника, страстному любителю лошадей, «бездельнику и прожигателю жизни».
Владение по Петербургскому шоссе, 21 было возведено в первой половине XIX в. Перестраивается при Коншиных архитектором А. Эрихсоном. Главный фасад прямоугольного в плане дома акцентирован выступающим портиком: шесть каннелированных колонн композитного ордера опираются на цокольный этаж, образуя открытую лоджию на втором этаже. Композицию венчает фриз с розетками и треугольный фронтон, богато декорированный модульонами, розетками и гирляндами в тимпане. Цокольный этаж имеет рустованную отделку по бокам и гладкую в центральной части, второй этаж прорезан восемью полуциркульными и двумя прямоугольными окнами, обрамленными лопатками с композитными капителями, сандриками и гирляндами. К более лаконичной части фасада справа примыкает открытая парковая терраса, огражденная балюстрадой. К этой части архитектором Ф. О. Шехтелем был пристроен двухэтажный объем с большими полукруглыми окнами с характерной для модерна расстекловкой на первом этаже и прямоугольными на втором. В интерьерах дома сохранились подлинные элементы отделки Ф. О. Шехтеля: трапециевидное деревянное окно, парадная мраморная лестница с резными растительными мотивами, рельефные панно.
От проспекта дачу отделяет ограда (частично глухая) в столбах с декором на лицевой части и фигурными навершиями. Входные пилоны украшены овальными картушами с гирляндами. После революции здесь были квартиры сотрудников Академии Жуковского, а с 1949 г. – Дом пионеров. В наши дни, вплоть до недавнего времени, в здании располагался Музей детского кино при киностудии «Анимафильм».
Автор статьи: Ольга Яковлева
Материал с портала «Узнай Москву»