Дача графини Марии Эдуардовны Клейнмихель

«ДВА ДОМА ГРАФИНИ КЛЕЙНМИХЕЛЬ»
Дача графини Мари Эдуардовны Клейнмихель — замечательный памятник архитектуры, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу реки Крестовки, притока Малой Невки, разделяющей Каменный и Крестовский острова.
Освоение этих территорий началось после проведения в 1810-х годах больших землеустроительных работ, в результате которых подтопляемые участки Каменного острова были осушены.
К 1827 году около 1-го Елагина моста сформировался архитектурный ансамбль Театральной площади. В него входили Летний или Каменноостровский театр, дом театральной дирекции, дача для воспитанниц Театрального училища, домики для смотрителя театра и охраны. Появление Каменноостровского театра повлияло на застройку в этой части острова. Здесь стали появляться дачи, владельцы которых были связаны с жизнью театра.
В 1834 году место «на берегу рукава Невы, против Кофейного домика, близ театра» было пожаловано Э. Женьесу — актеру, организатору популярной французской труппы. В том же году владелец острова Великий Князь Михаил Павлович утвердил проект дома Женьеса, авторство которого принадлежало архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. В 1835 году дом был построен.
Главный фасад с пятью окнами небольшого каменного, прямоугольного здания, возведенного на площадке-подиуме, декорированной блоками грубо обработанного камня, выходил на театральную площадь. Центральная часть дома — выступающий аттик с тремя арками, опирающимися на четыре колонны коринфского ордера. В процессе строительства была изменена форма окон (с круглых на квадратные), добавлен балкон. Летом в большом зале дома проводились репетиции, устраивались приемы.
По проекту А. И. Штакеншнейдера был построен и парковый павильон.
Из-за того, что не состоялось намеченное Э. Женьесом строительство служебных помещений: владелец острова предъявил предполагаемому проекту жёсткие требования:
«… приказано мною архитектору Штакеншнейдеру составить фасад для конюшни и сарая в виде беседки и расположить строения в таких местах, чтобы не отнимали виду».
Поэтому вместо конюшен и сараев были построены «березовые домики» — парковые павильоны.
В 1836 году участок был продан коллежскому секретарю фон Кельдеману, который сдавал дом в аренду. В 1874 году дом частично сгорел. В 1876 году новой владелицей стала жена серебряных дел мастера Н. А. Верховцева. На сохранившемся фундаменте возвели деревянную двухэтажную дачу. К уцелевшей части дома со стороны реки пристроили столовую.
В 1893 году дачу Н. А. Верховцевой и право аренды земельного участка (сроком на 90 лет) приобрела графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель — хозяйка великосветского салона в Петербурге, член редакции журнала «Столица и усадьба», человек глубокого ума и независимых мыслей, о жизненном пути которой я писала в предыдущей публикации.
Мария Эдуардовна была женой полковника Преображенского полка графа Николая Петровича Клейнмихеля, скончавшегося через пять лет после свадьбы. Его отец — генерал-адъютант граф Пётр Андреевич Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара Зимнего дворца в 1837 году, получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний. Этот герб из камня можно и сегодня увидеть над входом в каменноостровский дом.
Облик усадьбы Клейнмихель формировался постепенно.
В 1904 году архитектор Константин Георгиевич Прейс перестроил дом Верховцевой. Прейс выделил парадный вход с обширным вестибюлем в отдельный объем и увенчал его лепным картушем с гербом Клейнмихель.
Окончательный же облик особняк графини Кляйнмихель приобрёл в 1904 году, когда архитектор Ипполит Александрович Претро перестроил дом в готическом стиле, украшением которого стала кровля с высоким шпицем над центральным двухэтажным объемом.
В 1907 году часть участка арендовала дочь известного в Санкт-Петербурге циркача Гаэтано Чинизелли. Для нее в 1909 году архитектор Фёдор Фёдорович фон Постельс выстроил двухэтажный деревянный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увечанной башенкой. Вход в особняк вел через парадный вестибюль дачи графини Клейнмихель.
Архитектурная разноголосица домов стала причиной еще одной перестройки дачи в 1911-1912 годах, теперь в неоготическом стиле, по проекту архитектора Карла Карловича Мейбома. Здание украсила крыша с высоким шпицем и угловая башенка.
По проекту К. Г. Прейса в 1904 году была выкована великолепная ажурная кованая решетка с растительным орнаментом и саламандрами, калитка и двустворчатые ворота с монограммой «МК» (Мария Клейнмихель). Но установлена она была только в 1909 году.
В 1912 году на заводе «Сан-Галли» по проекту того же К. К. Мейбома изготовили неоготические ворота, круглые столбы которых увенчали кованные фонари. Другие фонари держат в пастях драконы. А с прутьев решетки, за ничего не подозревающими прохожими, наблюдает огненная саламандра. Саламандра — существо мифическое. По легендам она не горит в огне, а проходя по нему, гасит. Это существо украшает стальные прутья неслучайно. Дело в том, что отец мужа графини в свое время проявил выдающийся героизм при тушении пожара Зимнего дворца, за что получил право изобразить на гербе рода объятый пламенем Зимний. Саламандра же, стала напоминанием для потомков о подвигах графа П. А. Клейнмихель.
Интерьеры особняка графини М. Э. Клейнмихель известны благодаря серии фотографий Карла Буллы в журнале «Столица и усадьбы». Стены вестибюля были обшиты дубовыми панелями, справа от входа находился массивный камин, облицованный узорчатой керамической плиткой. Лестница с резными перилами вела на галерею. Резные столбы лестницы были декорированы мужскими головами в широкополых шляпах. Анфиладу парадных помещений украшали коринфские пилястры и лепные фризы в виде венков с гирляндами. В Большой гостиной находился мраморный камин с кариатидами, перед ним на низких постаментах лежали два сфинкса с женскими головами. Переход в виде пологой арки вел в Малую гостиную, затем в гостиную, где огромный световой фонарь потолка освещал гобелены, живопись, коллекционный фарфор, восточные ковры на полу и наборный паркет.
В 1914 году графиня организовала в своем особняке госпиталь, который сама финансировала. Убранство дома было перевезено в её городской дом на Сергиевскую улицу (сейчас улица Чайковского, 33-37). В 1918 году графиня Клейнмихель покинула Россию, чудом сумев продать часть коллекции.
В 1918 году дачу национализировали. Революционные солдаты устроили состязания по стрельбе на парадной лестнице, украшенной портретами Государей и Государынь. В глаза Императрицы Елизаветы Петровны тыкали горящими окурками, у Императрицы Екатерины II вырезали нос, немыслимо изуродовали портрет Императора Александра I.
Весной 1920 года особняк, отремонтированный участниками коммунистических субботников, был приспособлен под объединенный клуб домов отдыха для рабочих на Каменном острове. Именно здесь на маленьком концерте вечером 19 июля 1920 года побывал Владимир Ильич Ленин, знакомясь с первым опытом организации домов отдыха для рабочих в стране. Благодаря этому событию в 1976 году особняк графини Клейнмихель включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства как памятник истории.
После войны в доме находилось общежитие завода «Электрик». Все залы были разделены перегородками на маленькие комнаты, но вестибюль с великолепным камином, стенами с дубовыми панелями, дубовую лестницу с резными перилами и резными беседками под ней не тронули.
«Я родилась в этом доме в 1952 году и жила там до его расселения в 1969 году, как из «дома угрозы». В доме было печное отопление, но всё равно было очень холодно, по утрам по углам лежал снег. Там жили простые рабочие люди, но никому в голову не приходило испортить стены, камин или лепнину на потолке. Зато при реставрации всё растащили, легче всего сказать, что «всё было утрачено». Адрес у нас был набережна реки Крестовки, дом 10», — вспоминала одна из жительниц.
В 1978 году разобрали дачу Чинизелли.
С 1986 по 1989 годы объединение «Реставратор» проводило работы по реконструкции по проекту архитектора Н. В. Морозовой. При этом были уничтожены интерьеры дома графини Клейнмихель, особняк стал зелёным.
В 1990 году здание передали Балтийскому речному пароходству, здесь открылась База отдыха.
Потом дача принадлежала Федеральной миграционной службе.
В 2006-2007 годы была завершена новая реконструкция здания. Главный дом, служебный флигель и кованую ограду восстановили. Долгое время его знали в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 году дом был восстановлен в первозданном виде. К сожалению, внутрення отделка не сохранилась.
Дача Чинизелли была воссоздана заново.
Сейчас особняк находится в юрисдикции Управления делами Президента РФ. Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Особняк в неоготическом стиле кажется дворцом из волшебной сказки хотя бы потому, что в отличие от большинства дач на острове восстановлен и не закрыт глухим забором.
В парке дачи снимался эпизод фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» ( серия «Сокровища Агры»). Особняк играл роль дома Бартоломью Шолто, в котором он был убит. А Холмс вылезал на крышу из окна в башенке и спускался на землю с другой стороны, пока Ватсон ждал его внизу.
—————-
Менее известен дом графини Марии Эдуардовны Кленмихель на улице Сергиевской (сейчас Чайковского), дом 33-37.
Он был построен в 1893 году архитектором Владимиром Евстафьевичем Патером в стиле, который можно назвать «предмодерн». До наших дней в первозданном виде сохранились решетка балкона с вензелем графини «МЭК» и решетка ворот дома.
Мария Эдуардовна жила здесь в квартире из 15-ти комнат на 2-м этаже. Остальную часть дома до 1907 года занимало Посольство Северо-Американских Соединенных Штатов.
Как вспоминал поэт Всеволод Рождественский, на один из «четвергов» графини сюда были приглашены поэты Николай Клюев и Сергей Есенин.
«…За парадным ужином, под гул разговоров, звон посуды и лязг ножей, Есенин читал свои стихи и чувствовал себя в положении ярмарочного фигляра, которого едва удостаивают высокомерным любопытством. … Когда они собрались уходить и надевали в передней свои тулупы, важный старик дворецкий с густыми бакенбардами вынес им на серебряном подносе двадцать пять рублей.
-Это что?- спросил Есенин, внезапно багровея.
-По приказанию ее сиятельства, вам на дорожку-с!
-Поблагодарите графиню за хлеб-соль, а деньги возьмите себе! На нюхательный табак!
И ушел, хлопнув дверью».
В революционную пору графиня проявила недюжинную смекалку. Свой дом на Сергиевской она умудрилась продать 24 ноября 1917 года купцу 1-й гильдии Лониду Борисовичу Немировскому. Но успела увидеть результаты «революционного творчества масс». Винный погреб был разграблен, повсюду доме царили беспорядок и разорение. Особенно старались солдаты Волынского полка — того, где унтер-офицер Кирпичников выстрелом в спину убил своего командира.
В 1931 году в доме находился жилищно-строительное кооперативное товарищество «Здоровое жилище»; с 1965 по 1973 год — комбинат «Трудпром» № 15; в 1976 году — полотёрно-поломойный цех № 2 комбината «Трудпром» № 1; в 1978 году — ателье бытовых услуг комбината «Трудпром» № 1 и пункт приема заказов на полотерно-поломойные работы; в 1982 году — филиал комбината «Трудпром» № 1.
Кроме эти замечательных, в своём роде, учреждений в доме были квартиры. В одной из них с 1944 по 1978 годы жил актёр, народный артист СССР Василий Васильевич Меркурьев с женой Ириной Всеволодовной, дочерью репрессированного режиссёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?