«Дача, где я жил» Аполлинария Васнецова

Васнецов Аполлинарий
ДЕМЬЯНОВО. ДАЧА, ГДЕ Я ЖИЛ
1903-1917

В 1903-1917 годы Аполлинарий Васнецов создал цикл пейзажей, посвященных старинной усадьбе Демьяново Клинского уезда. В Демьянове Аполлинарий Васнецов с семьей проводил летние месяцы с 1903 по 1917 годы. Художник неустанно работал на пленэре, изучал ландшафт старинного поместья, архитектуру в природной среде, стремясь создать достоверные и значимые образы конкретной местности. Атмосфера старинной усадьбы обостряла понимание духовных связей прошлого и настоящего, бытовой повседневности и традиций.
В этюде «Дача, где я жил» художник выразил собственное эмоциональное переживание русской усадьбы как целостного национального мира. Тема детства в усадьбе была близка и художникам, и зрителям рубежа веков. Подобно многим, в юности покинувшим деревню, Васнецов испытывал ностальгию по деревенскому детству, и это чувство сыграло роль в выборе мотива. В уголке террасы изображен сын художника Всеволод, детство которого прошло в «усадебном раю» Демьянова. Манера исполнения подчеркнуто личная, похожая на почерк, эмоциональная.
Пейзаж акцентирует наиболее привлекательные черты русской усадьбы – обаяние простого устоявшегося быта, «связь времен», связь с искусством и природным окружением.
Изображение дачного дома, террасы и ее обитателей сохранилось и в многочисленных фотографиях друзей Васнецовых: Климента Тимирязева, его сына Аркадия Климентьевича, художника Николая Хохрякова. На дачной террасе проходили обеды и чаепития, случались забавные происшествия, члены семьи общались с друзьями и родственниками. Сюда же выходили двери летней мастерской, где были развешены начатые и законченные этюды. Здесь Аполлинарий Васнецов работал в дождливые дни.
В новой этюдной манере чувствуются отзвуки импрессионистических опытов – фрагментарность, светлая тональность, цветные тени, легкий свет. Художник «перерабатывает» свою индивидуальность в связи с новыми тенденциями искусства. Тонкость живописной новизны соединилась с органичностью и безыскусностью, свойственной манере Васнецова.
В первые десятилетия XX века пейзажный этюд стал одним из любимых способов артистического высказывания Аполлинария Васнецова. Художник научился с эмоциональной точностью передавать ощущения, вызванные тем или иным мотивом. За самыми интимными сюжетами всегда стоит целостный образ природы и российской действительности.
Из архивов Третьяковской галереи

#поусадьбам #демьяново #клин #васнецов #моястрана

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?