Дача Бориса Пастернака в Переделкино

Дача Бориса Пастернака в Переделкино

Считается, что идея создания Переделкина появилась в 1933 году во время разговора Сталина с Максимом Горьким. Место для поселка выбрали около реки Сетунь, где раньше была деревня Передельцы. С XVII века тут находились судоремонтные верфи, на которых переделывали челны и баржи — отсюда и название. Здесь же раскинулся густой сосновый лес, благодаря которому в Переделкине такой чистый воздух. В 1939 году в поселке построили дом отдыха, а позже на его базе основали санаторий и госпиталь.

Распределением писательских дач в поселке ведал Алексей Максимович Горький. Первыми, с осени 1935 года, их начали получать литераторы Константин Федин, Борис Пильняк, Леонид Леонов, Всеволод Иванов и Борис Пастернак, находившийся в те времена еще в фаворе. Летом следующего года, как только у сыновей закончились занятия в школе, жена Пастернака Зинаида Николаевна перевезла в Переделкино мебель и переехала сама. Вскоре на дачу перебрался и Борис Леонидович.

Пастернаку досталась одна из дач в лесу возле шоссе — огромная, с шестью большими комнатами, холлом и тремя верандами. Правда, из-за тени и сырости в саду ничего не росло, даже цветы, поэтому через три года поэт переехал в меньший по размерам деревянный дом, зато на просторном и светлом участке, на так называемую дачу №3. Похлопотал Николай Погодин, тогда глава Литфонда. Всю вторую половину 1936 года Пастернак провел в Переделкино, в Москве бывая лишь по необходимости. Поездки в город обычно начинались пробуждением в шестом часу и утренней прогулкой за три километра на станцию. Идти приходилось полем мимо кладбища, потом по деревянному мосту через речку. Раз в полтора часа по Киевской дороге ходили паровые поезда. В вагонах было темновато, топили углем. Дорога до Москвы занимала около часа.

В 1937 году в поселке начались повальные аресты: почти одновременно взяли 25 человек. Ждал стука в дверь и Пастернак; Зинаида Николаевна на всякий случай сложила ему чемоданчик. К счастью, все обошлось, но в этой темной атмосфере Пастернак почти ничего не писал. На 37-й странице был оставлен роман, начатый два года назад. Прежние стихи не переиздавались, жилось трудно. Зинаида Николаевна даже взялась переписывать ноты.

Осенью Пастернак словно оправдывался в письме к родителям, покинувшим Советскую Россию в начале 1920-х годов и более не возвращавшимся: «Я мог бы зарабатывать больше, я более деятельно мог бы хотеть, чтобы огромный и пустой мой дом в Переделкине походил на уютное и располагающее к себе человеческое жилище. Я мог бы меньше дичать, меньше отрываться от города, меньше времени тратить на лес и на реку (октябрь, по утрам заморозки, а я все еще купаюсь), на чтенье многотомных историй, я мог бы вместо романа, который я пишу медленно и как можно лучше, отписываться более прибыльными пустяками. Но очевидно во всем этом нет ничего рокового. Так, в настоящее время выбрал я… »

Вторую половину 1941 года поэт прожил на даче в уединении: семья эвакуировалась в Чистополь. Временное одиночество наполнялось работой над прозой и ежевечерними беседами с живущим по соседству опальным драматургом Афиногеновым. Конец войны вместе с радостью победы принес и горе: в мае 1945 года от мучительной болезни (костного туберкулеза) умер Адик Нейгауз, пасынок Пастернака, а в начале июня поэт узнал о смерти отца, Леонида Осиповича Пастернака, замечательного художника, прославившегося иллюстрациями к романам Льва Толстого.

Борис Леонидович сделал перевод «Гамлета» для Художественного театра. И хотя пьесу по указаниям свыше сняли с репертуара, перевод Шекспира издали Гослитиздат и Детгиз, и это поддержало семью материально.

В октябре 1946 года в редакции «Нового мира» он познакомился с Ольгой Ивинской. Их роман развивался стремительно. 6 октября 1949 года Ольгу увезли на Лубянку.

Любовь к поэту потом будет стоить Ивинской двух тюремных сроков.

После четырех лет первого срока Ивинская перебралась в Переделкино и сняла у местного жителя маленькую сторожку через мост от дачи Пастернака. Ее улыбка, серые глаза, светлые волосы и музыкальный голос отразились в образе Лары, героини «Доктора Живаго» — произведения, которое сам Пастернак называл сказкой. Роман был закончен в первых числах мая 1956 года. Его обещали опубликовать, но так и не напечатали, и Пастернак, отчаявшись, отдал свое сочинение для печати за границу — поступок для советского писателя крайне неосмотрительный. На Западе «Доктор Живаго» быстро стал бестселлером, 23 октября 1958 года его автору была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и развитие традиций классической русской прозы».

На следующее утро в столовой дачи в Переделкино друзья уже поздравляли нового лауреата. Приехало много фотокорреспондентов. Пришли Чуковский с внучкой, Нина, вдова поэта Тициана Табидзе. Пастернак был радостен и торжествен, Зинаида Николаевна — мрачна. Мрачнеть было от чего: вокруг премии поднимался неслыханный скандал, начиналась травля. Власти требовали, чтобы Пастернак от премии отказался, грозили высылкой за границу.

31 октября состоялось большое заседание Союза писателей, на котором коллеги исключили Пастернака из своих рядов. Сам он на заседании отсутствовал.

Ситуация день ото дня накалялась. Пастернак положил всему этому конец, отказавшись от премии. Жить ему оставалось два года. Поэт провел их в Переделкино. Постепенно его имя перестали трепать в прессе, позволили для заработка заниматься переводами, с дачи не выселили. Ежедневный распорядок Пастернака был таков: он просыпался около семи, умывался во дворе, завтракал, заваривал крепкий чай в любимой чашке с голубой каемкой и шел к себе в кабинет наверх. Работал до часу, спускался вниз, потом гулял или возился в огороде. Борис Леонидович это дело обожал: копал грядки, сажал картошку, разводил костры из сухих сучьев и листьев и потом из окон кабинета долго на эти костры смотрел. Первые признаки болезни — рака левого легкого — поэт заметил в апреле 1960 года. Быстро наступило ухудшение.

Утром 30 мая Пастернака не стало.

После его смерти в дом вошла Ольга Ивинская, до того ни разу не поднимавшаяся на крыльцо пастернаковской дачи. Сыновья выбрали на пригорке переделкинского кладбища место, откуда видны были и станция, и поле, и дом. На похороны собрались более трех тысяч человек.

10 февраля 1990 года, через тридцать лет после смерти поэта и к столетию со дня его рождения, в доме, где все это время оставалась жить семья Пастернака, открылся музей.

Обстановка дома осталась такой же, какой была при жизни Бориса Пастернака. Письменный стол, лампа, книжная полка…. В доме сохранены вещи, книги, висят картины отца Бориса Пастернака — замечательного художника Л. О. Пастернака, друга Л. Н. Толстого. Его иллюстрации к роману «Воскресение» можно увидеть в кабинете на втором этаже. На втором этаже по-прежнему висят прорезиненный плащ и простая кепка Бориса Леонидовича и стоят кирзовые сапоги — в них Пастернак окучивал картошку.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?