ЦУКАНЫ И ТАЛАГАИ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ: НАЧАЛО XX в.
Местность Хворостань расположена по течению реки Хворостанки в северо-западном углу Коротоякского и части соседнего с ним Воронежского уездов Воронежской губернии. В прежние времена здесь пролегала «большая дорога» из Воронежа на Коротояк. Население Хворостани исключительно великорусское. Делится оно на две особые группы «цуканы» и «талагаи». По мнению Н.И. Второва, оба эти прозвища объясняются некогда существовавшими особенностями местного говора (цуканы — цокали в разговоре, талагаи, видимо, картавили: «талала» в словаре В. Даля – «картавый, дурно говорящий»). Возможно это мнение справедливо, но в настоящее время обе указанные группы имеют один сильно акающий говор.
Цуканы живут в верхнем течении Хворостанки, талагаи – в низовьях реки. Известно, что последние пришли сюда с Дона и поселились уже в XVII в.; поселения цуканов берут свое начало в следующем столетии, первыми жителями их были выходцы из-под Москвы (об этом говорит само название сел: Московское, Можайское).
В быту цуканы и талагаи больше всего различаются одеждой. Цуканские девушки поверх рубахи носят сарафаны из черной домотканой шерстяной материи, отороченные на рукавах и подоле кумачем и перевязывают высоко грудь опояской. Талагайские девушки, имевшие в старину желтые юбки из набойчатой холстины, теперь шьют последние из «хранцузской» материи красного цвета с черными, желтыми и зелеными узорами. Цуканские рубахи у женщин имеют узкие и длинные рукава с рядом «ташек» на них и без брызжей. Талагайские женские рубахи шьются с богато расшитыми или вытканными поликами и имеют широкие рукава с брызжами. Замужние талагашки и цуканки носят паневы из черной шерстяной домашней ткани в клетку. У цуканских понев клетка маленькая из белой, красной или желтой шерсти, у талагайских – клетка большая белого или зеленого цвета. Кроме того, талагайские поневы богаче украшены на подоле позументом и блестками.
Кокошник носят женщины носят обеих групп до рождения первого ребенка. Его изготавливают из золотого позумента в виде шапки со скошенным задником. Сзади к кокошнику крепят ряд разноцветных лет – «патзатылен». На уши вешаются «пушки», т.е. картонные кружки, обмотанные разноцветными нитками. В последнее время в Хворостани у женщин всюду появилась мода носить на голове венки из искусственных цветов. Обычный головной убор у талагашек и цуканок кичка. У цуканок она выше и с более острыми «рожками».
Одежда талагайских и цуканских мужиков различается мало.
… Что до занятий, то талагаи живут теперь почти одним земледелием. Раньше они ходили на заработки в качестве полевых рабочих «на низы» (юг), теперь там нет заработка, потому что в экономиях завели машины. Цуканы кроме пашни занимаются сапожным ремеслом, выкармливают быков и гусей (на продажу), многие торгуют по мелочи вразнос. Вследствие того, что среди цуканов промыслы более развиты, они живут зажиточнее талагаев.
По своему физическому строению цуканы представляют собой рослых, высоких людей, по сравнению с низенькими, коренастыми талагаями.
Среди цуканов заметно много староверов, среди талагаев – с 1880-х гг. стала усиленно распространятся проникшая «с низов» хлыстовщина.
Источник:
Путинцев А. О говоре в местности Хворостань Воронежской губернии // «Живая старина». 1906. Вып. I.
Крестьянки Воронежской губернии. XIX в.