Цивозеро. Колокольня церкви Флора и Лавра.

Деревянная церковь Флора и Лавра до начала ХХ века находилась на Цивозерском погосте (Вологодской губернии Сольвычегодского уезда), расположенном в нескольких километрах от правого берега Северной Двины. До 1865 года погост относился к Великоустюжской епархии. После создания епархии Вологодской, храм был приписан к нему [1]. Согласно данным клировой ведомости 1902 года, деревянную церковь «срубили» в 1658 году по грамоте митрополита Ростовского — Ионы Сысоевича. В том же году возле него поставили колокольню [2]. По некоторым сведениям, сооружение колокольни произошло всего за один день. В 1901 году храм перестроили и приспособили под церковь-школу, несохранившуюся до нашего времени [3]. Одна из самых старинных деревянных колоколен Русского Севера сейчас расположена на территории Архангельской области недалеко от города Красноборска.

Колокольня цывозерского храма представляет собой столп, рубленный «в обло», с выпущенными концами. Ее основа — восьмерик на каменном фундаменте. Такой способ соединения бревен в венцах считается наиболее простым, так не требовал никаких инструментов, кроме топора. Сама конструкция колокольни — в виде восьмигранного столпа, идущего прямо от земли, — в северном деревянном зодчестве появилась не ранее середины XVII века [2]. Гораздо чаще восьмигранный ярус ставили на четверик, имевший разную высоту: от нескольких венцов (колокольня из села Кулига Дракованова, около 1620 года, музей «Малые Корелы») до половины высоты (колокольня села Унежма второй половины XVII века, находившаяся в 84 верстах от Онеги) [4].

Следует отметить, что колокольни, у которых восьмигранный сруб шел сразу от земли, продолжали строить и в гораздо более позднее время — во второй половине XVII, и в XVIII веке. Примерами тому являются колокольни Нижне-Уфтюгского погоста (она упоминается в писцовых книгах города Устюга в 1676-1683 годы, погост же находился недалеко от реки Уфтюги, впадающей в Двину), Юромского погоста на реке Мезени (1743 год) и колокольня церкви Спаса на реке Рене (вторая половина XVIII века) [4]. В верхней части колокольни на Цывозере венцы бревен постепенно, ряд за рядом, увеличиваются, как бы «раскрывая» восьмигранный столп воронкой. Такой прием, характерный для северных восьмигранных колоколен и храмов, получил название «повал». Он предназначался для отвода влаги от нижних венцов бревен.

Венчает колокольню восьмискатный шатер, основой для которого служат девять столбов: восемь расположены по граням столпа, а один – центральный пронизывает всю конструкцию по центру насквозь. Восемь боковых столбов, поддерживающих шатер, примерно на середине высоты столпа опираются на специально прирубленные к стенам балки, немного выше они зафиксированы вторым рядом таких же балок. Особенность этой колокольни – она не имеет внутренних перекрытий и изнутри просматривается сверху до низу [5]. Конструкция из девяти столбов еще раз позже при строительстве звонницы в селе Ракулы (конец XVII века), но здесь столбы установлены по сторонам четырехугольника, а не восьмигранника и крайние столбы из них поставлены наклонно к среднему, что придавало звоннице известную устойчивость. Для этой же цели столбы, врытые в землю, были одеты брусом [7]. По мнению исследователей, облик звонницы в Ракулах восходит к ранним временным сооружениям-перекладинам для развески колоколов, тогда как форма восьмигранного столпа является более совершенной и выгодной с точки зрения прочности и устойчивости всего сооружения [6].

Еще одна интересная деталь – полицы (нижние пологие доски шатра, отводящие воду) внутри срезаны, поэтому ограждение яруса звона с наружной стороны очень низкое. Единственный аналог этого приема – ярус звона колокольни из села Кулига
Дракованова. Отделка полиц выполнена очень тщательно: каждая из них завершается
«изящным трилистником с округлыми концами». В сочетании с «несколько
грубоватыми» пропорциями и «неровными выпусками стен», подобное внимание к
проработке деталей говорит о бесспорно неординарном вкусе неизвестного мастера [5].

Эта
редкая по совершенству и гармоничности своего облика и одна из самых старинных
колоколен Архангельского края находится в очень плохом состоянии. Уже в начале
прошлого столетия о ее сохранности говорилось: «В особенно плохом состоянии
находится небольшая колоколенка в Цывозере, давно бы рухнувшая, если бы ее не
поддерживал центральный столб» [8]. К сожалению, приходится констатировать, что
за почти сто лет, прошедшие со времени этого свидетельства, ее состояние
особенно не улучшилось.

Материал подготовлен на основе источников:
[1] Суворов Н. И. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии // Вологодские Епархиальные Ведомости. 1872. №16. Прибавления. С.: 471
[2] Грабарь И.Э. История русского искусства. Т. 1. М., 1910. С.: 448
[3] Савваитов П. Об учреждении Вологодской епархии // Вологодские Епархиальные
Ведомости. 1865. №5. Прибавления. С. 168
[4] Суслов В.В. О древних деревянных постройках северных окраин России Труды VI археологического съезда в Одессе 1884 года. Одесса, 1886. Т.1. С.: 253-267; Суслов В.В. Памятники древнего русского зодчества. Спб., 1895. Вып.1. Л.18
[5] Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 189-191
[6] Красовский М.В. Курс истории архитектуры. Деревянное зодчество. Пг., 1916. Вып. 1.
[7] Азарова О.В. Некоторые особенности зодчества Русского Севера на примере колоколен в селах: Унежма, Ракулы и Нижне-Уфтюжском погосте // http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page14.html; она же: Деревянные
колокольни Архангельской земли // http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page3.html
[8] Виноградов Н.Д. Русское Северное искусство (Поездка на Север). М., 1913. С.: 2
[9] Описание памятников русской архитектуры по губерниям: Вологодская губерния // Известия императорского Археологического общества. Пг., 1916. Вып. 61. С.: 39

Цывозерская колокольня принадлежит к так называемым «девятистолбным» сооружениям. Ее каркас, состоящий из девяти вертикально стоящих толстых бревен, защищен на большую часть своей высоты восьмиугольным срубом. На уровне яруса звона эти столбы открыты и украшены резьбой — овальными «дыньками» и тонкими «жгутами». Еще выше — четыре венца образуют повал, поддерживающий полицы невысокого восьмиугольного шатра, покрытого тесом.
из: И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?