Тихвинский монастырь, общежительный, заштатный, в городе Цивильске. Основан в 1671 — 1675 годах цивильскими гражданами в благодарность за освобождение города от бунтовщика Стеньки-Разина. Сначала монастырь был мужским, но в 1870 году обращен в женский. В нем находится глубоко чтимая Тихвинская икона Божией Матери, написанная в 1675 году с иконы, находящейся в городском соборе. Празднество ей совершается 17 октября. При монастыре школа и приют.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Начало истории Тихвинского монастыря связано с крестьянской войной 1670-1671 гг. под предводительством Степана Разина, разбойные набеги, которого не обошли и город Цивильск. «Воровские» казаки подошли к стенам города 1 октября 1671 года и начали штурм Цивильска, изначально выстроенного в 1584 году, как крепость и имевшего крепостные стены из дубовых кряжей с глубоким рвом. Город охранялся преданными 250 стрельцами, 5 пушкарями, и почти десятком наемников — ландскнехтов. Взять такой город силой было не так-то просто. Долго пытались «разбойники» взять город, но не смогли, тогда решено было окружить крепость и взять ее измором. Жители более двух недель защищали город, но силы истощались, и они уже хотели бежать в соседние Чебоксары. Но в ночь на 17 октября (30 октября н. ст.) жительница Цивильска вдовица Иулиания Васильева «сподобилась явления от Образа Богоматери Тихвинской, (находившегося в иконостасе Цивильского Троицкого Собора — прим. автора) и услышала от нее слова, что мятежники город не возьмут. А когда город получит спасение, то жители должны будут, построить монастырь в Ее честь за городом между реками Большой и Малый Цивиль, между болотами и Стрелецкими лугами». Предсказание Божией Матери сбылось на другой же день: все казаки и возмущенные ими чуваши чудесно были поражены слепотой, вследствие которой в их лагере началось междоусобие, и они стали истреблять друг друга. Цивиляне воодушевленные этим событием вышли из города и прогнали «разбойников».
Согласно архивным ведомостям, через 4 года после освобождения города от осады «Цивильский стрелец Стефан Иванович Рязанов на указанном месте из любви «делам богоугодным» в 7183 (1675) году построил первую деревянную церковь во имя Вознесения Господня с приделом во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской, оградил деревянной оградой, поставил кельи для монашествующих». Произошло это в правление митрополита Казанского и Болгарского Иоасафа. Заложенная православная обитель стала именоваться Цивильским Вознесенским мужским монастырем. Впоследствии с давнего времени по устному и письменному употреблению он воспринял наименование Тихвинского монастыря. Монастырь, будучи мужским, просуществовал до 1724 года. В этом году Петр I проводил реформирование штатов архиерейских домов и монастырей, желая иметь обстоятельную информацию об их доходах. В связи с этим многие монастыри укрупняли свой штат за счет насельников небольших монастырей. В 1723 году по указу из Казанской епархии из Цивильского монастыря Тихвинской Богородицы в Чебоксарскую Преображенскую Геронтиеву пустынь были переведены 15 монахов. А в 1724 году еще 5 монахов. Вместе они и составляли весь штат монастыря. То есть монастырь в 1724 году уже не был действующим. Но по неизвестным причинам он был возрожден как женский. Из документов святейшего Синода за 1734 год среди монастырей Казанской епархии Цивильский Вознесенский мужской монастырь не числится (что подтверждает версию о его расформировании), зато числится Цивильский Вознесенский девичий монастырь.
Существование женского монастыря подтверждает упоминание в работе неизвестного студента Казанской духовной академии середины XIX. Он пишет, что неизвестно когда был основан Вознесенский Тихвинский девичий монастырь, но предполагает, что находился он при Троицком соборе Цивильска. Также он делает ссылку на книгу о ставленниках времен Митрополита Казанского Сильвестра, где записано: «В 1729 году Великий господин Преосвященнейший Сильвестр Митрополит Казанский и Свияжский благословил и посвятил на церковную и духовную паству града Цивильска Вознесенского Тихвинского девичья монастыря монахиню Пелагею в тот же град во игуменьи».2 Сложно сказать, почему монастырь решили сделать женским, но просуществовать ему довелось недолго. Уже в 1737 году Вознесенский монастырь вновь был мужским — в него был определен настоятелем игумен Иосиф.
С течением времени монастырь ко 2 половине XIX века пришел в упадок. Архипастырь Антоний, посетив монастырь в 1869 году, дал предложение Консистории об упразднении Цивильского Тихвинского монастыря. Граждане Цивильска, дорожившие монастырем и хранившейся в монастыре святой иконой Тихвинской Божией Матери, как памятником избавления их от грабежа и истреблений напавших на город разбойников из шайки Стеньки Разина, просили Его Высокопреосвященство сохранить монастырь. 25 сентября 1869 года, цивильские граждане составили приговор, что они не желают, чтобы монастырь был закрыт. В ответ на приговор Архипастырь сделал гражданам предложение через консисторию: преобразовать мужской монастырь в женский. Замечено его Высокопреосвященством: «женские обители в Казанской Епархии отличаются лучшим благоустройством, чем мужские и что желающих поступить в женские обители больше, чем в мужские обители». Обстоятельство это побудило начать дело по преобразованию мужского монастыря в женскую обитель. Было предложено гражданам Цивильска принять участие по укреплению берега реки Цивиль, на котором расположен монастырь. Просьба жителей города по сохранению монастыря была принята, и из Святейшего Синода 30 декабря 1870 года за 2852 поступил указ, в котором отмечалось, что в Святейшем Синоде слушали предложение господина синодального обер-прокурора от 21 ноября об обращении Цивильского мужского монастыря в женский. Своим решением от 18 января 1871 года консистория определила преобразовать Цивильский мужской монастырь в женскую обитель.
Настоятельницей монастыря стала монахиня Херувима, приехавшая в монастырь в марте 1871 года. Благотворителями по обновлению монастыря стали казанский купец первой гильдии Василий Никитич Никитин и его супруга Дарья Ивановна. На их средства был построен новый храм в честь Тихвинской иконы Божией матери (построен в 1886 году). Также В. Никитин практически полностью перестроил на свой счет весь монастырский комплекс. Обитель имела начальную школу для девочек братства Св. Гурия, затем церковно-приходскую. На территории располагалась больница.
Монастырь формально просуществовал до 1927 года. На самом же деле, последние насельницы были изгнаны оттуда, уже у 1925 году. Все монастырские земли были переданы государству, а в самом монастыре произошли кардинальные перемены. Так монастырская колокольня, построенная еще в 1775 году, была полностью разрушена, монастырские здания стали использоваться в других целях. Центральный храм монастыря — храм Тихвинской иконы Божией Матери был изменен до неузнаваемости: Снесены кресты и купола, срублена каменная резьба, прорублены квадратные окна, здание поделено на три этажа. Тихвинский храм с 1925 по 1945 год принадлежал Цивильскому детскому дому, с 1946 по 1955 года — Цивильскому педучилищу, затем школе — интернату и профтехучилищу 5 вплоть до 1998 года. По свидетельствам старожилов города Цивильска, в монастыре во время войны располагалась военная часть и госпиталь. Отсюда новобранцы уходили на фронт. Также в монастыре некоторое время существовало пожарное депо.
Священный Синод Русской Православной Церкви 26 февраля 1998 года принял решение за №797 «О возрождении Тихвинского Богородицкого женского монастыря в городе Цивильске». По благословлению Митрополита Варнавы 14 мая 1998 года в Цивильский Тихвинский монастырь старшей сестрой была назначена настоятельница Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря матушка Агния. В 2001 году 5 июля в жизни Чувашии и Цивильска произошло знаменательное событие — Тихвинский Цивильский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К его приезду готовились основательно. Облагородили внешний вид монастыря, засадив его цветами. Построили новый храм во имя священномученика Харлампия (по аналогии с храмом этого же святого, находившегося в монастыре до 20-х гг. 20 в.). До приезда Предстоятеля Русской Православной Церкви в монастыре собралось множество народа. Вместе с Патриархом монастырь посетили митрополит Варнава, президент Чувашии Н. В. Федоров и некоторые высокопоставленные лица церковного звания и из правительства.
Тихвинский монастырь имеет различные святыни. Главной святыней монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Почитаются в обители также Владимирская, Толгская иконы Богородицы, икона священномученика Харлампия, мироточивый образ Архистратига Божия Михаила. Имеются в монастыре и частицы мощей Святителя Тихона Патриарха Всероссийского, блаженной Матроны Московской, священномученика Иллариона. Мироточили иконы в течение нескольких лет. В 2005 году мироточила икона Архангела Михаила и Сергия Радонежского, в 2007 году замироточил образ Николая Мирликийского, находящийся в храме. В 2008 году в трапезной монастыря замироточили большие образа Божией Матери и Иоанна Крестителя. Монастырь ежегодно 31 октября организовывает крестный ход по Цивильску, до городского Троицкого собора в память об освобождении города Цивильска от войск Стеньки Разина. Кроме большого крестного хода в монастыре совершается т. н. Богодичный крестный ход вокруг монастыря. Он совершается ежедневно ближе к вечеру и сопровождается молитвами и несением Державной иконы Богородицы. По данным на апрель 2009 года в монастыре проживало 38 насельниц, в их числе: 5 мантийных монахинь, 1 схимонахиня, 5 инокинь, 5 рясофорных послушниц, 20 послушниц. Но в монастыре неизбежно происходит ротация кадров, поэтому данные могли измениться. При монастыре существует приют милосердия, где пожилые насельницы живут в непрестанном чтении Псалтири. В данный момент в монастыре под чутким руководством настоятельницы монахини Нины ведутся работы по восстановлению монастырского комплекса.
Служители монастыря: Глава: До 1720-х гг. неизвестны Схимонахиня Игуменья Феодора Приблизительно с 1725 — 1729 г. Игуменья Пелагея 1729 – 1737г. Игумен Иосиф 1737 — 1739г. Игумен Боголеп 05.02. 1739 — ? Архимандрит Варлаам ? — 1744г. Архимандрит Симеон 16. 03. 1744 — ? Игумен Иосиф 17. 09. 1778 – 1781г. Иеромонах Епифаний 04. 02. 1781 – 1787г. Иеромонах Владимир 18. 06. 1787 – март 1791г. Иеромонах Аполлоний 1791 — ? Иеромонах Феоктист ? – ум. 1818г. Иеромонах Самуил 1818 – 1821г. Иеромонах Августин февраль 1821 – сентябрь 1823г. Иеромонах Савва сентябрь 1823 – 1831г. Иеромонах Елевферий 1832 — ? Иеромонах Епифаний ? – 12. 12. 1861г. Иеромонах Илларион 1862 – 1870г. Игуменья Херувима март 1871 – 07.12. 1896г. Игуменья Антония 03. 03. 1897 – 1909г. Игуменья Асенефа (Миланова) 08. 04. 1909 – 1927г. Игуменья Агния (Яковлева) 06. 10. 1998 – 20. 05. 2004г. Монахиня Нина (Волкова) 2004г.
Библиография: 1) Воротников М. Кузница учительских кадров. – Чебоксары: 2000. 2) Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. – М.: 2005. 3) Гордиенко С. А. Современное русское православие. – Л.: 1987. 4) Захаров В. Г. Вода святая Цивильского края. – Чебоксары: 2008. 5) История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. – М.: 1807. 6) Кочетков В. Д. Николаев Г. А. Цивильск. – Чебоксары: 1987. 7) Обновление женского Тихвинского монастыря. – Чебоксары (Б. д.) 8) Опись Цивильского Богородицкого женского монастыря Казанской епархии. – Казань: 1887. 9) Полный именной список всех Грекороссийския церкви лавр и монастырей Ставропигиальных и епархиальных, штатных и заштатных доныне существующих, собранный Антониева монастыря Архимандритом Амвросием. – М: 1809. 10) Покровский И. М. Русская епархия в XVI – XIX вв. Их открытие состав и пределы. Т. II. XVIII век. – Казань 1913. 11) Православные русские обители. – СПб: 1994. 12) Сергеева О. Ю. Цивильский Тихвинский Богородицкий Женский монастырь. – Чебоксары: 2008. 13) Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. – М.: 1904. 14) Смирнов А. П. Духовный путь игуменьи Агнии. – Чебоксары: 2006. 15) Спасский. Н. А. Очерки по родиноведению Казанской губернии. – Казань: 1910 16) Справочная книга Казанской епархии. – Казань: 1904. 17) Спутник по Казани. – Казань: 1895. 18) Шадков. С. Угодья при монастырях и земли при церквах в Казанской губернии. – Казань: 1857.
Храмы, ныне существующие: 1) Каменный храм во имя иконы Пресвятой Богородицы Тихвинская, построен в 1886 году, ныне реставрируется. 2) Деревянный храм во имя священномученика Харалампия (построен в 2000 г.).
С уважением и признательностью, Алюшин Максим Игоревич, выпускник истфака ЧГУ
Женский монастырь устраивался на средства благотворителей: купцов Никитина из Казани, Мальцева из Москвы и Ефремова из Чебоксар. Сначала была приведена в порядок Вознесенская церковь, построены дом для игуменьи и кельи для сестер. Затем отстроили приют и школу для девочек, трапезную, больницу и хозяйственные строения. В завершение, в 1880 г. была привезена из с. Абашева в разобранном виде церковь св. Харлампия, ныне утерянный памятник деревянного зодчества. Основная святыня Богородицкого женского монастыря — икона Тихвинской Богоматери. Ее празднование совершается каждый год 9 июля. Кроме того, почитаются Толгская и и Владимирская иконы Божией Матери, Архистратига Михаила и сщмч. Харлампия иконы.
В 1886 г. Вознесенский храм разобрали и на его месте выстроили Тихвинскую церковь на три престола. К началу XX в. монастырь в Цивильске снова стал зажиточным. Он имел различные угодья, доходные дома (оставленные в наследство прихожанами), мельницу, златошвейную мастерскую, скит на пустоши в Оползино.
После революции монастырское имущество было по большей части национализировано. В стенах обители организовали квартиры для служащих, Дом младенца, ферму для племенного разведения скота. Сестры в 1923 г. были зарегистрированы властями как религиозная монастырская группа. Через два года после этого богослужения прекратились. Колокольня Тихвинского собора была разобрана, а сама церковь перестроена. В ней располагались в разные годы швейное училище, детский дом, госпиталь.
Возрождение монастыря началось в 1997 г., после соответствующего указа Синода. Монашеская жизнь начала возрождаться в 1998 г. В деле восстановления Тихвинского монастыря важную роль сыграла игумения Агния, возглавлявшая монастырскую общину в те времена. В краткие сроки были отстроены все здания и сам храм. Зимняя деревянная церковь сщмч. Харлампия была выстроена заново. Главная святыня, образ Тихвинской Божьей Матери была возвращена и заняла подобающее место.
Собор Тихвинской иконы Божией Матери
Каменный храм Тихвинской иконы Божией Матери выполнен по проекту архитектора Аникина в 1886 г. Кубовидный храм крестово-купольной конструкции имеет три высоких апсиды. Это монументальное пятиглавое здание, принадлежащее русско-византийскому архитектурному стилю. Об этом говорят разбивка стен на прясла, восьмигранные барабаны и прочие элементы. Удлиненные полукруглые трехчастные окна храма – влияние архитектурных традиций классицизма. Облик собора довольно эклектичен, что было присуще церковной русской архитектуре конца XIX в. Церковь имеет три престола: Всех Святых, Вознесения Господня и центральный чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери.
Церковь священномученика Харлампия
Однопрестольный деревянный храм св. Харлампия выстроен в 2001 г. к приезду в Цивильск предстоятеля РПЦ. Проект выполнен по сохранившимся рисункам бывшего на этом месте старинного здания. Церковь представляет собой прямоугольное в плане строение с апсидой и четырехъярусной колокольней под шатровой крышей.
Часовня
На монастырской территории при входе слева от врат есть часовня под маленьким резным куполом. Когда и во имя какого святого она была освящена, неизвестно. Вместе со стеной и вратами она составляет цельный архитектурный ансамбль.
Настоятельский корпус
Дом игуменьи на территории монастыря является примечательным памятником русского (московского) барокко. Это каменный дом с мезонином на подклети, богато декорированный тесаным кирпичом. Он выполнен в духе древнерусских палат. По верхней части фасада идут пояса: в три ряда поребрики и в один — городки. По углам – декоративные лопатки.
Святые врата
Монастырь обнесен кирпичной стеной с массивными круглыми башнями по углам. Святые врата с кирпичным узорочьем и изящным куполом ведут прямо к западному фасаду — величественному порталу храма Тихвинской иконы Божьей Матери, украшенному изящным ризалитом.
https://pravednik.info/tixvinskij-bogorodickij-zhenskij-monastyr-civilsk.html