Цивилизационные последствия крещения Руси
Нет никаких сомнений, что крещение Руси стало определяющим событием не только для Русской Православной Церкви, но и для всей тысячелетней России, предопределив цивилизационный код развития народов исторической Руси.
Православная Церковь не зря именует святого князя Владимира равноапостольным, так как его решение о принятии христианства и крещении русского народа без преувеличения сопоставимо с подвигом святых апостолов. Это эпохальное событие, знаменующие обращение наших предков от язычества к христианству следует рассматривать как цивилизационный переход от примитивной к высшей религиозной форме. Просто вспомним, что одним из обязательных элементов архаического языческого культа населявших Европу народов, в числе которых были и славяне, являлись человеческие жертвоприношения. Так, во время похоронного обряда по смерти женатого человека убивали и его жену, а в том случае если усопший был богат или занимал видное место в социальной иерархии (был владетельным князем, военачальником или знатным воином), то вместе с супругой убивали и имевшихся у него рабынь и рабов.
Принятие христианства кардинально изменило положение Древней Руси на международной арене, значительно укрепив и расширив её экономические и политические взаимосвязи с народами западной Европы, приобщив к уже христианскому миру обширную, неведомую до поры и отдаленную часть огромного пространства – Восточную Европу. Отвергшая примитивное и грубое язычество Русь, становилась отныне равной другим христианским странам.
С этого момента появилась возможность междинастических браков между русской и европейской аристократией, впоследствии ставших традиционными. Православие оказало огромное воздействие на все формы бытия русского народа и формирование его национального характера. Решительно изменились строй и уклад семейных отношений: было окончательно упразднено многожёнство, что привело к принципиально иному отношению к женщине, её роли в семье и общественной иерархии.
Христианство в полном смысле этого слова цивилизовало и оформило все три ветви единого русского народа: великороссов, малороссов и белорусов.
Православная церковь столетиями вела неустанную борьбу с варварскими языческими предрассудками, особенно такими, как, присущий примитивным обществам обычай кровной мести. Именно благодаря христианству на Русь пришла славянская письменность, а при монастырях стали появляться первые школы, книжные хранилища и библиотеки. При монастырях же родилось летописание и богатейшая древнерусская житийная литература, впоследствии ставшая основой для формирования светской. Получили толчок и развитие сложные архитектурные формы на основе сперва традиционного деревянного, а в последствии и каменного зодчества. Живописное и пластическое мироощущение древней Руси в иконописном выражении и сегодня является непревзойдённой вершиной в мировом изобразительном искусстве.
Евангельская весть любви и всепрощения нашла воплощение в первых древнерусских гражданских законах, посеяв семена единой национальной русской культуры. Русские иерархи и народ в целом удивительно тонко поняли главное содержание христианской веры – учение о благодати (лишь спустя почти восемь столетий лапидарно сформулированное великими русским святым Серафимом Саровским). Не случайно ещё в XI веке митрополит Иларион стал автором самого первого известного русского литературного произведения — «Слова о законе и благодати», где было на редкость четко, ярко и убедительно показана разница между ветхим человеком и человеком новым, то есть разница между законом и благодатью.
Православная вера хранила Русь и в годы войн и нашествия иноплеменных. Русские воины выходили на поле брани с хоругвями и иконами как, например, при защите Москвы Дмитрием Донским или при Ледовом побоище. В летописях и других письменных источниках описано немало случаев явления святых угодников Божиих врагам Руси уже в ходе войн, тем самым, обращая их в бегство (например, известная история с повернувшим войско от Руси Тамерланом).
Наконец, принятие христианства стало главным фактором укрепления государственной власти и территориального единства, по благодати Божьей стремительно растущего и крепнущего вокруг Москвы Древнерусского государства. Согласно православной традиции, московские государи, начиная с Иоанна Грозного, в 1547 году принявшего царский титул, стали прямыми преемниками ромейских василевсов. Именно это обстоятельство позволило Москве, столице оставшегося единственным в мире независимым православного царства и, таким образом, по преемственности ставшей «Третьим Римом», получить в 1589 году высший церковный ранг Патриархата.
Громадное цивилизационное наследие Византии с тех пор является неотъемлемой и органичной частью исторической традиции нашего Отечества. О чем свидетельствует и Двуглавый Орёл, парящий на гербе Российской Федерации.
Илья Рябцев
#Крещение_Руси
#Москва_Третий_Рим