Храм находится в селе Цилкани, в 15 км к северо-западу от Мцхеты. Цилкани — центр Цилканской и Душетской епархии, которая распространяется на все пространство между Ксани и Арагви. В Цилкани когда-то находился один из самых первых храмов в Грузии — найдены остатки сооружения II-III веков, христианство в Мухранской долине началось именно с Цилкани.
История нынешнего храма долгая. В 360 году умер царь Мириан, крестивший Грузию, потом умер его сын Рев и царем стал его другой сын, Бакар или Бакур (363-368). Считается, что именно он построил первый храм в Цилкани. Тогда это была граница цивилизованого мира, на высотах к северу от села уже обитали горские народности. Этот первый храм простоял около столетия и при Вахтанге Горгасале его перестроили в трёхнефную базилику. Где-то в те же годы была создана Цилканская епархия. Она не упоминается в числе епархий, созданных Вахтангом, и, видимо, была создана до него, хотя и неизвестно, когда и кем. В VII веке (по другим источникам в XII веке) базилику снова перестраивают, и у церкви появляется купол. Крепостная стена появилась в VIII веке. В 886 году была написана Икона Цилканской Божьей Матери, которая стала главной реликвией собора. Сейчас оригинал иконы хранится в Музее Искусств в Тбилиси. Уже в XIII веке появились первые фрески, которые сохранились до сего дня. В конце XIX века храм был отреставрирован.
Храм представляет собой классическую для Грузии XII века крестово-купольную церковь, где купол опирается на 4 столба. При этом столбы стоят криво и не вписываются в квадрат. Южная стена храма так же не параллельна северной. Это самый геометрически неправильный из всех грузинских храмов того периода. В этом храме необычны и апсида странной формы, и странный притвор, не имеющий аналогов в Грузии, и небольшая зальная церковь, пристроенная с южной стороны.Апсида вызывае больше всего вопросов — она как бы пристроена с восточной стены, чего в Грузии никогда не делали. Обычно по обоим сторонам от алтарной апсиды находятся дьяконники, но тут и их нет. В прошлом фасады собора были покрыты резьбой по камню, как это было принято в XII веке, но сейчас эта резьба сохранилась только фрагментами.
В VI веке в Цилкани вел свою деятельность святой Исе (Иесей) епископ Цилканский, один из ассирийских отцов, ученик Иоанна Зедазенийского. Прибыв по назначению в свою епархию, святитель Исе был поражен обилием языческих обрядов, обычаев и суеверий. Он ревностно занялся восстановлением благочестия, неутомимо проповедуя и часто совершая Богослужения. Труды его дали всходы — в Цилканской епархии утверждалось Православное благочестие, а с ним утвердилась и Церковь Христова. Продолжая свои аскетические подвиги, святитель Исе стяжал великие дары молитвы и чудотворения. По его молитве, Именем Господа Иисуса Христа из реки Ксани отделилась струя воды, которая, следуя движению святительского жезла, образовала русло канала и протянулась до храма Пресвятой Богородицы (близ Цилкани). Благоустроив свою епархию, святитель Исе отправился с проповедью Слова Божия к осетинам и другим горским народностям Главного Кавказского хребта. Он обходил ущелья и скалы с Евангелием и крестом в руках, повсюду утверждая Богооткровенное учение.
Здесь же он и похоронен. Честные мощи святого Исе, прославленные исцелением уже во время погребения его, были преданы земле в храме Пресвятой Богородицы в Цилкани, между алтарем и жертвенником, надгробие можно увидеть еще сейчас. Церковь причислила святителя Исе к лику святых и установила его память 2 декабря.
Источники информации http://georoute.ge/Tsilkani_church; http://travelgeorgia.ru/556/; http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=16426