Цилиндр Сергея Есенина

В Музее-заповеднике Есенина среди экспонатов мы обнаружили цилиндр Сергея Александровича, который он приобрел в 1920 году. Так, в одном из писем Анатолию Мариенгофу из Берлина в 1922 году поэт сообщает: «В Берлине я наделал, конечно, много скандала и переполоха. Мой цилиндр и сшитое берлинским портным манто привели всех в бешенство. Все думают, что я приехал на деньги большевиков, как чекист или как агитатор. Мне все это весело и забавно».
Кстати, Мариенгоф прекрасно знал, как у его друга появился цилиндр. Было время «военного коммунизма», все товары отпускали по специальным талонам. Как-то в дождливый день промокшие до нитки друзья-поэты бегали из магазина в магазин, умоляя продать им шляпы. Наконец, продавец за кассой согласился:
— Без ордера могу отпустить вам только цилиндры.
Никаких ордеров у поэтов, естественно, не было, поэтому они вышли на улицу в старорежимных головных уборах, вызывая у милиционеров желание проверить документы.
Коллеги по перу не одобряли выбранный Есениным образ, считая, что поэт опять играет на публику. «Одевался Есенин элегантно, но странно: по-своему, но как-то не в свое. Он ощущал, что цилиндр и лаковые сапоги — печальная шутка», — писал в мемуарах Виктор Шкловский.
Цилиндр появляется в поэзии Есенина в 1920 году, в «Исповеди хулигана»:
Бедные, бедные крестьяне!
Вы, наверно, стали некрасивыми,
Так же боитесь бога и болотных недр.
О, если б вы понимали,
Что сын ваш в России
Самый лучший поэт!
Вы ль за жизнь его сердцем не индевели,
Когда босые ноги он в лужах осенних макал?
А теперь он ходит в цилиндре
И лакированных башмаках.
И везде этот головной убор упоминается Есениным в качестве одного из элементов его отрыва от корней, как один из символов утраты старых, таких дорогих ему ценностей, которые он предал. И к которым ему уже не удается вернуться. Вот, например, в 1922 году, в «Гуляке»:
Я хожу в цилиндре не для женщин —
В глупой страсти сердце жить не в силе, —
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.
А вот отрывок из стихотворения за 1923 год:
Да! Богат я, богат с излишком.
Был цилиндр, а теперь его нет.
Лишь осталась одна манишка
С модной парой избитых штиблет.
И известность моя не хуже, —
От Москвы по парижскую рвань
Мое имя наводит ужас,
Как заборная, громкая брань.
А вот и весной 1925 года Сергей Александрович пишет:
Никогда я не забуду ночи,
Ваш прищур, цилиндр мой и диван.
И как в вас телячьи пучил очи
Всем знакомый Ванька и Иван.
Никогда над жизнью не грустите,
У нее корявых много лап,
И меня, пожалуйста, простите
За ночной приблудный пьяный храп.
#МосковскиеЗаписки видели много фотографий Сергея Александровича — и в котелке, и в шляпе, и в кепке. Но вот Есенина в цилиндре не видели ни разу. Быть может, вам попадался такой снимок? Поделитесь, будьте добры.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?