Цетиньский монастырь с момента основания является резиденцией черногорских митрополитов. Основал монастырь господарь Иван Черноевич — Иван-бег в 1484 г., как свою «задужбину», в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 г. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою «задужбину» землями, лесными угодьями и всем необходимым.
Обитель находилась на холме Чипур. По свидетельству современников это был «малый, но прекрасный» монастырь. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окружённая с трёх сторон колоннадой. Предположительно храм строили мастера из Приморья. По краям участка стояли монастырские постройки: малая церковь Св. Ап. Петра, кельи, митрополичьи покои и хозяйственный постройки. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев.
Иван-бегов монастырь был разрушен 28 сентября 1692 г. в ходе Морейской войны (1684-1699 гг.) С 1688 г. в Цетиньском монастыре находился венецианский гарнизон. При отступлении из Цетинье венецианцы заминировали монастырь и взорвали его, когда туда вступили турки. Разъяренный паша приказал снести уцелевшие после взрыва церковь и монашеские келии.
В 1701-1704 гг. митрополит Даниил возродил Цетиньский монастырь на новом месте, на склоне горы Орлиный Крест. При строительстве нового монастыря использовались строительные материалы из разрушенного. В алтарную стену новой церкви был вделан каменный рельеф с двуглавым орлом — гербом Ивана Черноевича, над входом установлена старая плита с текстом об основании обители, а колонны аркады 2-го этажа украсили старые резные капители.
В 1712-1713 г. части турецкого войска удалось пробиться в Цетинье и разрушить монастырь. В 1715 г. в Петербурге митрополит Даниил получил от русского царя Петра I деньги на восстановление разрушенных турками монастырей и церквей. Цетиньский монастырь был восстановлен в 1724 г.
В 1785 г. произошло последнее разрушение монастыря при нападении скадарского паши Махмуда Бушатли. Во времена знаменитого черногорского поэта и митрополита (1830-1851) Петра II (Петровича-Негоша), монастырь значительно расширяется. Благодаря полученной из России помощи надстраивается дворовый корпус и строится кухня с трапезной. Св. Пётр построил в этой обители себе новую келию, которая сохраняется и поныне. В 1890-х гг. к монастырской стене снаружи пристраивается открытая усыпальница правящей династии. В 1896г. на верхнем ярусе башни-колокольни устраиваются часы, а над ними – маленькая звонница.
В 1925-1927гг. в монастыре происходит радикальная перестройка. Воздвигнута новая митрополичья резиденция, башня-колокольня получила свой нынешний облик. Монастырская церковь посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. В этом хораме находятся главные святыни монастыря: ковчег с мощами Свт. Петра Цетиньского, а на нём – ковчежец с десницей Св. Иоанна Предтечи и Частица Честного и Животворящего Креста Господня.
Иконостас в церкви деревянный, резной. Иконы написаны Николаем Аспиоти с острова Корфу (по другим данным — братьями Джиновски из Македонии). Интересно, что на месте престольного образа — икона Свт. Петра Цетиньского (из-за чего в некоторых источниках часто пишут по ошибке, что церковь посвящена этому Святителю). В церкви находятся две гробницы: у южной стены — черногорского князя (1852-1860) Даниила I Петровича-Негоша, у северной стены — его брата воеводы Мирко, за свои победы над турками прозванного «мечём Черногории».
Источник: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39881.htm
Монастырь был построен в 1484 году правителем Зеты (древней Черногории) Иваном Черноевичем через два года после основания новой столицы возле горы Ловчен. В этот монастырь была перенесена и главная резиденция зетской епархии во главе с митрополитом Виссарионом из монастыря Враньина на Скадарском озере. Бегство в предгорье было вынужденным — Зета уступала превосходящим силам турецких завоевателей, однако именно здесь молодое черногорское государство обрело настоящую самостоятельность, выстояв и не покорившись врагу. А Цетинский монастырь, как духовный центр страны, сыграл в этом становлении национального самосознания и государственности далеко не последнюю роль.
Самый первый монастырь был возведен на холме Чипур. Он не отличался большими размерами, но выделялся выдержанной красотой. Главным храмом стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а по краям комплекса разместились малая церковь Святого апостола Петра и другие монастырские постройки: кельи, митрополичьи покои и хозяйственные сооружения. По требованиям того времени стены монастыря были хорошо укреплены — окружены рвом, частоколом и оборудованы бойницами. В 1494 году в типографии монастыря была отпечатана книга «Октоих первогласник» — первое печатное издание южных славян. Далее последовали и другие книги: «Октоих пятогласник», «Псалтирь», «Молитвослов», «Четвероевангелие». Когда в 1499 году государство Зета перестало существовать под натиском Османской империи, местность вокруг Цетинского монастыря продолжала оставаться островком независимости. Именно в то время черногорские владыки подхватили упавшее знамя государственной власти, став не только духовными, но и светскими правителями страны. Но эти годы были крайне тяжелыми — постоянные набеги турецких войск и военные действия раз за разом разрушали строения старого монастыря. Наконец, 28 сентября 1692 года Цетинский монастырь был полностью разрушен — во время турецкой осады черногорцам и союзным войскам пришлось отступить, они заминировали монастырь, от взрыва которого погибло более 300 турецких солдат. В отместку за это турецкий паша приказал полностью снести и уцелевшие строения.
Возрождение Цетинского монастыря связано с именем первого правителя из династии Негошей — Данило. В 1701 году он заново отстроил монастырь возле Орлиной горы, использовав материалы старых строений, а в стену новой церкви был вмонтирован герб Ивана Черноевича, оставшийся от прежнего монастыря. В XVIII-XIX веках уже новый монастырь также подвергался неоднократным турецким набегам. Несколько раз его разрушали и сжигали почти до основания, но он всегда отстраивался заново. Значительную помощь в этом восстановлении оказывала Российская империя, с которой у молодой Черногории были налажены тесные и дружественные взаимоотношения. При правлении владыки Петра II Петровича Негоша Цетинский монастырь значительно расширяется, но его все равно перестает хватать для светской деятельности черногорского правителя. Поэтому в этот период резиденция главы государства переносится за пределы монастыря. Последняя перестройка монастыря, определившая его нынешний облик, произошла в 1927 году, когда была построена новая митрополичья резиденция. Главная монастырская церковь посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. Здесь хранятся основные святыни монастыря: ковчег с мощами Святого Петра Цетинского (Петра I Петровича Негоша), десница Святого Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя), частицы Святого Креста Господня. Интерес представляет и церковный иконостас — он полностью вырезан из дерева. Иконы написаны либо Николаем Аспиоти с острова Корфу, либо братьями Джиновски из Македонии — единого мнения у исследователей нет. Место главной иконы занимает образ Петра Цетинского, хотя сама церковь посвящена Рождеству Богородицы. В церкви похоронены Данило I Петрович Негош и его брат воевода Мирко. На месте старого монастырского комплекса сейчас стоит придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая также является частью современного Цетинского монастыря.
Прочие достопримечательности монастыря: могила вдовы Данило I Петровича — Даринки, келья Святого Петра Цетинского с частицей мощей Святого Феодора Стратилата, корона короля Святого Стефана Дечанского, епитрахиль Святого Саввы I, старинные облачения черногорских митрополитов, собрание рукописных и печатных книг XIII-XIX веков. Монастырь является действующим мужским монастырем Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви, здесь служит более 10 монахов, проводятся регулярные службы.
Источник -http://www.travel-mne.ru/sights/monasteries/cetinje_monastery/
Цетинский монастырь обладает одной из самых богатых и значительных сокровищниц в Черногории. В музее обители хранятся трость и печать Ивана Црноевича с его гербом, Особенно ценным считается сборник рукописи датирующийся ХIII-ХVIII веками. Среди экспонатов выделяется Дивошево евангелие, рукопись 1350 года писанное для боснийского правителя Дивоша Тихорадича. Характерные рисунки-миниатюры скомпонованы из фантастических животных, человеческих фигур и флоральных элементов. В сокровищнице хранятся и коллекции русских обрядных предметов, среди которых выделяется коллекция икон и печатных книг.
Присутствие русских даров говорит о тесных связях Цетинского монастыря, в частности представителей рода Петровичей с русским Синодом и царской семьёй. В сокровищнице Цетинского монастыря хранится Евангелие, крест и плащаница, которую лично вышивала российская императрица Екатерина II. Здесь же выставлены картины, личные вещи митрополитов. В музее обители можно увидеть мальтийский орден рыцарей, корону Св. Стефана Дечанского, епитрахиль Св. Саввы I, облачения черногорских архиреев и др. В Цетинском монастыре хорошо сохранилась келья Св. Петра Цетинского, в которой хранится частица мощей Св. Феодора Стратилата.
Главная монастырская церковь посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. Здесь находятся главные святыни обители: мощи Св. Петра Цетинского, нетленная десница Св. Иоанна Крестителя, а также часть Животворящего Креста Господня, на котором был распят Спаситель. Футляры со святыми мощами и частицей честного креста выполнены из золота и украшены крупными голубыми сапфирами, бриллиантами и рубинами, выполненные руками русских мастеров. Так, две последние святыни хранились в разных странах, однако, в течении 120 лет реликвии находились в Российской Империи (с 1799 по 1919 г.). Достоверно известно, что святыни Мальтийского ордена — десницу Иоанна Крестителя, фрагмент голгофского креста и чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия Филермская» (по преданию, написанную евангелистом Лукой) — привезли в Россию, в Гатчину. 12 октября 1799 года глава мальтийских рыцарей вручил их императору Павлу I. До Октябрьской революции 1917 года они хранились в Зимнем дворце, а в 1919-м священник Богоявленский, отступая с войсками Юденича, вывез их в Ревель. Потом реликвии попали в Париж. Их передали русскому атташе, а тот — Марии Фёдоровне Фредерике Дагмар, матери Николая II, жившей тогда в королевском дорце Амалиенборг в Копенгагене. Она с дочерью Ольгой Александровной завещала их Цетинской обители: императрица и княгиня хотели, чтобы святыни остались в этом православном месте. Позже великие реликвии оказываются у югославского государя Александра.
Одно время десница Иоанна Крестителя была выставлена для поклонения в королевской часовне в Белграде. После оккупации Югославии фашистами членам королевской семьи пришлось покинуть страну, а святыни спрятать в одном из отдалённых черногорских монастырей. Затем следы их теряются. Эти и другие реликвии должны были вывезти самолётом в Великобританию. Но случилось так, что места для нескольких ящиков не нашлось, так как планировалось, что прилетят три самолёта, а прилетело только два. Вследствие этой неразберихи тогда и были спрятаны в тайнике эти реликвии, благодаря подвигу нескольких смельчаков. В 1950 году сотрудники спецслужб Югославии случайно обнаружили спрятанные святыни. Всё это было доставлено в Белград и скрыто от глаз до лучших времён. И только спустя несколько десятилетий местонахождение священных реликвий было рассекречено. В 1993 году десница Иоанна Крестителя и многое другое были переданы в Цетинский монастырь, где каждый желающий смог прикоснуться к этим великим святыням Православного мира.
С сайта www.montenegro-trip.ru/cetinskij-monastyr и www.waytomonte.com/p-989-monastery-of-cetinje