Вполне вероятно, что Смолино существовало уже в XVI веке. Деревня это была или село – утверждать наверняка нельзя, так как никаких документов найдено не было. А первое упоминание о Смолино датировано 1628 годом. В книгах патриаршего казённого приказа отмечена деревянная церковь с престолом во имя святителя и чудотворца Николая в поместье Моисея Плещеева. Сколько времени простоял Никольский храм, и по какой причине он был упразднён – неизвестно. В XVIII веке упоминается уже другая деревянная церковь с главным престолом во имя святителя Василия Великого и приделом во имя Архистратига Михаила.
По учреждении Владимирской губернии, село Смолино вошло в состав Судогодского уезда. К тому времени оно принадлежало статскому советнику Ивану Семёновичу Любученинову и его жене Екатерине Михайловне. И.С. Любученинов стал первым председателем Владимирской уголовной палаты. В 1780 году его перевели в Пензу, председателем палаты гражданского суда, а ещё через два года он был назначен Вятским гражданским губернатором. Несмотря на все эти назначения, он продолжал оставаться смолинским помещиком, владея в 1782 году в селе 337 душами обоего пола.
Следующим владельцем села стал поручик Екатеринославского кирасирского полка Лев Александрович Щербачев, женившись на дочери И.С. Любученинова – Александре Ивановне – и получив Смолино за ней в приданое.
6 июня 1823 года смолинская церковь сгорела. Церковный староста крестьянин Михаил Лаврентьев и священник Порфирий Васильев направили епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению Черткову прошение о разрешении строительства новой каменной церкви вместо сгоревшей деревянной. Вместе с церковной суммой и пожертвованиями прихожан на строительство выходило всего 537 рублей – сумма недостаточная для каменного строительства. Остальные расходы по возведению сельского храма обязалась взять помещица Александра Ивановна Щербачева, урождённая Любученинова «из собственного своего иждевения». Благословенная грамота на строительство новой церкви была подписана, а вместе с ней церковному старосте выдана на три года сборная книга для недостающих средств. Правда, вопреки обычаю строить каменные храмы в честь бывших деревянных, церковь села Смолино епископ Парфений повелел освятить в честь Вознесения Христова, а при ней два придела – Михаило-Архангельский и Никольский.
Здания церквей долгое время использовались местным колхозом и даже «ремонтировались», меняя свой облик, пока не были заброшены, каковыми являлись до недавнего времени. Вознесенский храм выглядит менее удручающе, но и он с каждым годом разрушается всё больше и больше: обвалилась крыша вместе с потолком, некогда покрытым великолепной лепниной, почти полностью утрачена настенная роспись, а всё внутреннее пространство церкви густо заросло травой. От старого кладбища также не осталось следа. Лишь местами можно встретить гранитные надгробия, некоторые из которых представляют несомненный интерес для краеведов.
Сравнительно недавно было принято решение о восстановлении тёплой церкви Архангела Михаила и сейчас там по праздничным дням проходят богослужения, а здание храма постепенно ремонтируется.
Из приходских деревень доброй половины уже не существует. Хрустальные фабрики Вознесенская и Нечаевская, с прилежащими к ним рабочими посёлками, переименованы в Красный Октябрь и Красный Маяк, став крупнейшими стеклозаводами области. Село Смолино не угасло в годы коммунизма благодаря организованному в 1965 году колхозу, близости двух стекольных заводов и регулярному автобусному сообщению. Живёт оно полноценной жизнью и сегодня. Вот только здесь уже не увидишь дыма смолокуренных печей, и давным-давно колокола церкви в честь Вознесения Христова не сзывают прихожан к службе…