ЦЕРКОВНЫЕ ОБРЯДЫ И БОГОСЛУЖЕБНАЯ ПРАКТИКА В СЕЛЬСКИХ ПРИХОДАХ XIX – НАЧАЛА XX вв.

ЦЕРКОВНЫЕ ОБРЯДЫ И БОГОСЛУЖЕБНАЯ ПРАКТИКА В СЕЛЬСКИХ ПРИХОДАХ XIX – НАЧАЛА XX вв.
(О «НАРОДНОМ» ПРАВОСЛАВИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН)

… Исполнение православных обрядов во всей их полноте было в сельских приходах XIX в. достаточно редким явлением. Зато значительную роль в богослужебной практике имели народные обычаи, многие из которых признавала сама Церковь: «Кроме предания, выраженного в книгах, живет предание благочестивых обычаев, не писанное в сих книгах». Диапазон обрядовых действий, производимых мирянами, был зачастую значительно шире того, что препоручался Церковью. С другой стороны, из обряда нередко «удалялись» как необязательные действия, которые по чину мог совершать только священник. Например, почти повсеместным считалось достаточным крещение младенца повитухой на дому (с молитвой и водным погружением), в связи с чем новорожденного потом редко несли в храм для совершения Миропомазания. Или умершего миряне иногда сами отпевали по чину погребения, что согласно уставу, мог творить только иерей.

В оценке значения таинств у Церкви и народа существовали разночтения. Церковь считает важнейшими и обязательными таинства Крещения с Миропомазанием, Покаяния и Причащения. Народ отдавал предпочтение Крещению, Венчанию и требам погребального круга. Это были, как их называли на Севере, коренные обряды, маркирующие главные вехи (переходы) жизненного пути человека, исповедь и причащение к ним как бы не относились.
Соотношение церковной и народно-бытовой (обычной) составляющих в обрядовой практике варьировало в разных приходах и епархиях в зависимости от множества местных обстоятельств: влиятельности настоятеля, служебной грамотности клира, благочестия и традиций населения и т.д. Но были и некие устойчивые предпочтения. Так, наиболее развитым обрядовым комплексом всегда выступала свадьба, что говорило об отношении к ней как к пиковому этапу жизни, реализация которого определяла продолжение рода. Венчание у русских имело высокий сакральный авторитет, что способствовало воспроизведению в традиционном ритуале многих его обрядовых действий: обмен кольцами, «причащение» — питье молодыми из одной чаши за столом, троекратный «обход» вокруг стола и т.п. В одних местах все эти обряды дублировали таинство, в других иногда заменяли его. Особенно развитыми были «церковные формы» на свадьбе у русского населения Севера, Поволжья и Сибири, прежде всего там, где было сильно влияние старообрядцев. В тех же районах наблюдается и большее соответствие родинных и погребальных обрядов церковному чину (даже без священника) при относительно меньшем присутствии традиционных элементов.

Нецерковные элементы венчального обряда были более живучи на западе страны в традициях украинцев и белорусов. На Украине в частности еще во второй половине XVIII в. широко бытовал древний обычай «венчать» у реки или колодца. На Переяславщине обход вокруг колодца назывался криниця: молодых сочетали браком «по благословению» колодезя Иване (св. Иоанна Крестителя) или зрубе Авраме (ветхозаветного пророка Авраама, выкопавшего по преданию множество колодцев). Более развитая нежели у русских родинная обрядность украинцев и белорусов, очевидно, объясняется большей устойчивостью у этих народов архаических переживаний, связанных с деторождением.

Источник:
Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб.: 2000. – 400 с.

Маковский В.Е. Молебен на Пасху.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?