Церковь Зосимы и Савватия Соловецких в Иванцево

Церковь построена по проекту В. М. Дружинина, утвержденному строительным отделением Вятского губернского правления в январе 1882 года. Храм отличается цельностью объемного построения, которая обусловлена центрическим характером композиции и предельной скромностью фасадного декора. Его облик с крупным шлемовидным куполом, так не похожий на другие культовые памятники района, вызывает ассоциации с образцами зодчества древнего Пскова. По воспоминаниям старожилов, церковь имела пятиглавое завершение, основания от которого, возможно, сохранились под крышами выступающих частей здания. Теперь в силуэтном очертании храма, где решающее место отведено центральной главе, скрадываются пониженные угловые части, которые удачно дополняют ступенчатость объема только при близком рассмотрении объекта.
Простая планировка крестово-купольного храма имеет форму широкого греческого креста с укороченными ветвями, углы между которого заполнены скругленными стенками. В этих сегментах с деревянными потолками устроены помещения; с востока — диаконник и пономарка, с запада — палатки. Крайние прямоугольные части планировочного пространства удачно перекрыты полуциркульными сводами, которые выполняют конструктивную функцию сплошных аркбутанов, надежно передавая распор купола на стены.
Суховатый эклектичный декор фасадов напоминает в деталях то народный деревянный орнамент — зубчики наподобие пилы во фризе, схематизированные отголоски классики — условные триглифы во фризах, овальных заполнений углов креста и кирпичики-кронштейны. Плоскости торцевых стен с пологими скатами оживляют круглые окна в широких рамках, поддакивающие фасадные оси, и архивольты проемов, опирающиеся на ступенчатые полочные импосты. Широкий цилиндр барабана обработан шестнадцатью осями арочных проемов с килевидным завершением перемычек. Сквозные проемы чередуются с ложными, выполненными в неглубоких двухступенчатых нишах, и поддерживаются циркульными овалами с плоскими крестами в верхней части барабана. Кресты и простые круглые розетки между окнами удачно гармонируют с общим обликом храма, напоминая о его крестчатой планировке.
Памятник до настоящего времени используется в качестве сельского Дома культуры, что позволяет относительно неплохо поддерживать его внешний облик. Однако внутреннее содержание храма совершенно не отвечает облику культовой постройки, и о былых достоинствах объемно-пространственного решения его интерьера можно только догадываться.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?