Село в глубинке слобожанских лесов как наглядное подтверждение знаменитого логического парадокса — при отсутствии документальных анналов неизвестно, что появилось первым на берегу реки Мокрый Мерчик: человеческое регулярное поселение или церковь послужила его началом. Ведь проступивший сквозь пожелтевшие страницы истории уже существовавший густонаселенный укрепленный палисад 1665 года уже фигурировал под именем Всехсвятского и его церковь упомянутая пятнадцатью годами позднее носила то же имя. Бури веков поглотили в своих глубинах бесчленные архивные свидетельства, но практика показывает, что чуть ли не первым административным зданием украинской православной земли ставился храм, поэтому вызывает сомнение длительное существование общины без святыни, к тому же церковные имена селения получали лишь от названия уже существовавших на их территории оплотов веры. Вот так и остается вопрос: что было ранее Всехсвятская церковь или ее слобода?
В 1691 году часть прежнего села в качестве приданого дочери полковника Изюмского казачьего полка перешла в руки Федора Владимировича Шидловского, а с ним получила и новое имя – Мерчик, позднее появилась приставка Старый. При новом хозяине храм, судя по всему, так и продолжал свое существование в качестве заштатного, на что косвенно указывает упоминание в документах от 1696 года всехсвятского попа Ивана Григорьева сына Капустнянского и отсутствие святыни в регулярных церковных реестрах. Согласно описи 1724 года, во вверенном Лаврентию Ивановичю Шидловскому селе находился один приход во имя Всех Святых, а храм его был расположен рядом с благоустроенной усадьбой хозяина на вершине правого склона долины реки Мокрый Мерчик. Годом позднее организованная деятельность общины стала фиксироваться в метричних и исповедных книгах, которые продолжили вести опекавшие пасторат потомки попа Ивана — Иван и Степан Капустнянские.
Новая глава в истории стромерчиковской церкви была открыта Григорием Романовичем Шидловским, когда он на пару с сыном начинает в 1776 году масштабную реконструкцию всего усадебного комплекса, от которой не остался в стороне и храм — он был выстроен на прежнем месте из камня в стиле украинского барокко. При этом изначально строение, чертежи которого к проекту Александра Александровича Палицына разработал, по его собственному утверждению, Петр Антонович Ярославский, было несколько меньше и попервах колокольней ему служило деревянное сооружение оставшееся от предшественника. Честь же окончания уникальной православной святыни принадлежит последнему частному владельцу дворцово-паркового комплекса в Старом Мерчике статскому советнику Евгению Михайловичу Духовскому, который сначала дополнил контур Всехсвятской церкови трапезной, а в 1881 году возвел над притвором двухъярусную колокольню. Во времена атеизма церковь была кощунственно приспособлена под нужды спортивного зала, расположенного в усадьбе зооветеринарного техникума.
3 февраля 1995 года приход церкви Всех Святых возобновил свою деятельность. Высокий, затерянный в зелени дворцового парка строгий силуэт двухъярусной колокольни над притвором придает мягким линиям приземистого небольшого трехчастного вытянутого контура старомерчиковского храма с полукруглой апсидой в восточной части и полуциркульной кровлей индивидуальный неповторимый рисунок. Хотя с уничтожением в советский период купола, ее венчающего, ныне вместо него установлена маленькая главка, и была нарушена гармония общего рисунка сооружения. Сам выстроенный из кирпича с оштукатуриванием храм декорирован простыми визуально членящими его на логические части лопатками, резными декоративными наличниками оконных проемов и глухой коробовой арки со святым ликом апсиды, изящным карнизом, которые подчеркивают его принадлежность к древнерусскому стилю. Архитектурные акценты колокольни несколько другие: пилястры дорического ордера, широкий фриз, профилированные карнизы, арочные проемы, треугольные фронтоны в обрамлении филенок – более соответствуют стилю неоклассики, но изящные крупные накладки растительного орнамента первого яруса, религиозного — второго и барельефами-символами двух основополагающих этого мира, знания и вера, помогают ей слиться воедино с основным объемом комплекса.