Церковь Вознесения Господня в Табынском

Основание Вознесенской церкви можно все-таки считать одновременным со строительством новой Табынской крепости. В 1696 году был указ царя Петра Алексеевича о переселении стрельцов на пристанскую поляну, и строительстве нового острога с отводом земель и угодий. Уже в 1698 году: «стольник Дмитрей Иванович Молостов в Уфинском уезде на пристане, заложил новопостроенной был город».
С большой вероятностью, тогда же и появляется первая Вознесенская церковь. Имя ее не случайно. С одной стороны в воспоминание погибшей Вознесенской пустыни в 1648 году, а с другой стороны на ключах еще существовала Пречистинская церковь. И в ней еще не пропала Табынская чудотворная икона, называемая вероятно народом «явленной».
Несмотря на то, что новый острожек был, не вполне построен, он смог выдержать две осады, и когда в 1708 были разрушены близ лежащие Соловарный городок, завод и Пречистинский монастырь. Он стал опорой на южных рубежах. В это бурное время не легко пришлось и Вознесенскому храму, и кто мог тогда предположить, что пропавшая Табынская икона изберет себе в удел именно его. Об этом первом храме практически ничего не известно. Существует только смутная легенда о том, что он был построен еще первыми казаками, и затем стал приходским в деревеньке, называемой тогда монастырской. Храм был небольшим. По преданию, именно на его месте сейчас построена храмовая часть современной Вознесенской церкви. Против обыкновения он меньше трапезной, размером где-то 15х15 метров. И это все что удается выяснить.
14 июля 1736 года была построена крепость в 5 бастионов и тогда же возобновлен Вознесенский храм: «земляной город о пяти бастионах и церковью Вознесения».
Построенная при Иване Кирилловиче Вознесенская церковь была деревянной, как и весь Табынск. На плане 1769 года составленным подпоручиком Никитой видно, что участок, выделенный под церковь, был порядка 60 х 70 метров. Храм стал вместительнее порядка 20х30 метров, без ярко выраженной колокольни и трапезной. Алтарь в длину около 6 метров, а в ширину на весь храм. Очевидно, алтарная апсида вмещала все три придела. Именно в этой церкви случилось третье, и последнее явление чудотворной Табынской иконы Божией Матери. Где она прославилась и стала называться Табынской.
В 1793 году в Табынске случился пожар и церковь, построенная при И.Кириллове, сгорела. Причем св. икона и антиминс, как это сохранило «Сказание» были вовремя вынесены из храма. В 1828 году Вознесенская церковь сгорела во второй раз. И именно в то время когда св.икона была унесена на святые ключи. Антиминсы были спасены казаком по фамилии Кадошников.
Настоящий каменный храм был построен в 1848 году, когда крепость и земляные валы были уже срыты.
Табынские старики единодушно рассказывают, что для строительства церкви на другом берегу Белой было построено два кирпичных завода. Кирпич готовили очень долго. Месили, затем формовали и сушили. А потом уже около недели обжигали в печах. Известку также жгли у себя на горе Воскресенке, которую называли еще «Шиханом».
По данным И.Златоверховникова в 1897 году состояние Вознесенской церкви:
«Каменная, построена в 1848 году с приделами Казанской Божией Матери и Святаго Николая Чудотворца. Приписано 4 приходских деревни, в селе 2 земских училища: мужское и женское; храмовой земли 92 десятины. В 1914 году причт села состоял из 4-х священников и 4-х псаломщиков. Дополнительно было открыто Табынское городской 4-х классное училище на средства Ивана Кузнецова. Земская больница. Ветеринарная лечебница. Почтово-телеграфное отделение. Фотоателье Ступина И.С. А также производства салотопенное, свечное, сыромятное, маслобойное, красильное, кожевенное.»
Табынская церковь была по доходности самой богатой в Уфимской епархии.
В 1905 году в Табынск доставлен большой колокол весом 200 пудов.
Архитектура Вознесенской церкви является сама по себе раскрытой книгой его истории. В своем современном состоянии, когда обнажились у полуразрушенных стен старинная кирпичная кладка, можно и без фотографий определить некоторые детали декора.
Выполнена она в строго классическом стиле тех времен. Основные размеры предшествующих храмов совпадают с современными. Это говорит о наличии каменного фундамента, на основании которого в последствии был сооружен и храм 1828 года и каменный 1848 года. Хотя это утверждение не может быть строгим.
Первоначально церковь состояла из квадратного в плане трехнефного храма с апсидой и без колокольни. В точности, повторяя в плане церковь 1736 года. Судя по различию декоративных украшений и оконных проемов, несколько позже с восточной стороны к храму был пристроен, уступающий ему по ширине четверик — новый храм с крупным световым барабаном и прямоугольной апсидой алтаря. Прежний храм был превращен в трапезную, в которой, остались алтари Казанской Божией Матери и чудотворца Николая.
Купол нового храма не был окружен колоннадой как колокольня. Возможно, это решение было продиктовано подвижкой фундамента, из-за которого в последствии купол рухнул при реконструкции 1950-х годов.
После возведения по сторонам основания колокольни двухэтажных пристроек сторожки и крестильной колокольня слилась в единый массив. Сторожка, как вспоминают старожилы, всегда принимала странников и паломников. На втором этаже находилась ризничная, вход туда был из храма.
Всё здание практически выстроено из самодельного кирпича 25х13х7,5 см, а вот сторожка и крестильная — из плитняка.
На северном и южном фасаде храма были расположены входы в виде портика о двух колоннах. Два прямоугольных окна по бокам украшались по второму ярусу круглыми оконцами. Левее входа находится три больших квадратных, окна трапезной. Аналогичное им квадратное окно сторожки с про- резанным над ним полуциркульным остекленным проемом второго этажа воспринимается как единое двухъярусное окно.
В архитектуре доминирует трехъярусная колокольня, окруженная 8 столбами. Они уравновешивают массивные объемы нижних ярусов. А плоские полукруглые ниши в каждой грани второго яруса создают впечатление сухости небольшими прямоугольными окнами. Парадность этого фасада подчеркнута высоким арочным проемом входа и роскошными воротами. Торцы боковых пристроек равны высоте первого яруса колокольни. Сторожка имеет вход из колокольни. А крестильная соединена с трапезной.
Плоскостное украшение всего здания характерно для классицизма середины XIX века. В простенках храма расположены слабо выступающие пилястры. Аналогичные пилястры в простенках и на углах трапезной несут упрощенный архитрав и две горизонтальные тяги.
Четыре мощных устоя по углам храма несли на высоких подпружных арках световой барабан.
Храм соединен с алтарной апсидой тремя арочными проемами, средний из которых, предназначенный для царских врат значительно шире боковых. Еще один арочный проем связывает храм с обширной трапезной. Ее трехнефное пространство с четырьмя тонкими литыми столбами-стойками воспринимается визуально единым. И создает замечательное акустическое пространство. Перекрытие основания колокольни образовано Т-образным пересечением двух цилиндрических сводов. Переход к круглому третьему ярусу колокольни осуществлен при помощи ступенчатых парусов. Сторожка и крестильная перекрыты сводиками по металлическим балкам. Плоское боковых нефов трапезной вероятно позднейшего времени.
Лестница к верхним ярусам колокольни устроена в скрытом помещении основания, слева от входа.
Закрытие церкви началось в январе 1930 года. 14 декабря 1930 года был снят колокол, разбит и вывезен Уральской конторой «РУДМЕТАЛТОРГ».
Не смотря на такой разгром, крестные ходы в Табынск не прекратились.
Несмотря на угрозы, расправится с храмом под школу его так и не переделали. Сельсовет решил устроить там зерносклад. Но большинство жителей туда не заходили. Однако со временем, особо отъявленные комсомольцы стали портить и росписи, иконостасом и иконами топили печки. В годы Великой Отечественной войны сюда въехал эвакуированный из Ленинграда витаминный завод. Станки были небольшими, и поэтому перестройки храма не производилось.
В 1954 году храм был оборудован под Табынский консервный совхоз-завод. Никакой необходимости в этом не было. Можно было построить и отдельные цеха, но приказ есть приказ.
Во время основательной переделки храма рухнул центральный купол.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?