Церковь Вознесения Господня в Каринке

В 1674 году преосвященным Вятским Александром дана храмозданная грамота на основание на месте лесного массива села и на построение церкви во имя святого Архистратига Божия Михаила.
В 1763 году деревянная Архангельская церковь пришла в ветхость — служить в ней было небезопасно. Причт с прихожанами просит епархию о постройке каменной церкви в то же проименование с приделом в честь Вознесения Господня.
Храмозданной грамотой епископа Варфоломея от 19 февраля 1763 года разрешено строительство каменной церкви. Каменная теплая церковь построена в 1763-1765 годах и освящена во имя Михаила Архангела. Позднее был выстроен холодный храм и освящен в честь Вознесения Господня. Иконы для новой церкви писали местные живописцы — Иван Котленцов и Гавриил Петнин, за что получили из церковной казны 124 рубля.
После постройки каменной церкви деревянная в 1767 году была разобрана. Деревянная же колокольня простояла до конца XVII века, стала приходить в негодность, поэтому 15 июля 1795 года священник Вознесенской церкви Тимофей Мышкин и выборный крестьянин Яков Дресвянников из деревни Кулибинцы просили православнейшего Лаврентия дать благословение на постройку новой каменной колокольни. Изготовление кирпича для колокольни производилось на месте под руководством Федора Зорина. Кладку колокольни производил мастер каменных дел из Котельнического уезда Ермолай Спицын по проекту губернского архитектора Ф.М.Рослякова. Строительные работы продолжались 8 лет, с 1793 года по 1801 год, отделочные работы заняли весь летний сезон 1801 года. Колокола на колокольню для Вознесенского храма, а их было 13, лили знаменитые вятские колокольных дел мастера — братья Бакулевы. Самый большой колокол весил 208 пудов и 5 фунтов и был отлит в г. Слободском Алексеем Ивановичем Бакулевым — на колоколе отлит образ Архангела Михаила.
В 1811 году теплая церковь перекладена и устроено два придела: правый – во имя Архангела Михаила, освящен 17 декабря 1813 года, левый – во имя святых Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, освящен 29 октября 1824 года.
Холодный храм простоял чуть более 30 лет, и в его стенах образовались трещины. Поэтому прихожане во главе с церковным старостой Терентием Ситниковым и священником подали прошение епископу Иннокентию о строительстве нового храма.
Холодный храм был построен по проекту вятского губернского архитектора А.Е.Тимофеева. В оформлении храма он применил белый камень — опоку. Руководил возведением храма мастер каменных дел, крестьянин из Нижегородской губернии Василий Григорьевич Блинов, сын крепостной Марии Поликарповой. По заключенному договору Василий Блинов обязался разобрать пришедшую в негодность холодную церковь и сложить новую. Работы велись с 1835 года по 1838 год. За работу В.Блинов получил 3500 рублей. Но при осмотре церкви 39 сентября 1840 года благочинный протоиерей Андрей Шерстянников обнаружил недостатки: по стенам и даже по самому своду шли трещины. А в 1841 году губернская комиссия во главе с помощником губернского архитектора Соговниным сделала заключение, что трещины в кладке пошли от слабо положенного фундамента, а часть фундамента осталась от старой церковной кладки. Стены оштукатурили, и трещин не стало видно ни снаружи, ни внутри. Один престол в холодном храме был закончен в 1842 году, другой – в 1878 году.
Самые ранние сведения об убранстве церкви относятся к 1870 году. Жители села на сходе в первое воскресенье Великого поста 1874 года признали необходимым обновить внутренность холодного храма — в главном и двух боковых алтарях. На сводах алтарей выполнить живопись. Стены расписать под белый мрамор, позолотить карнизы и панели — «оные обвести лентой позолотного орнамента». Живописные работы прихожане решили провести за свой счет, не касаясь церковных средств: средства собирались по деревням, кто богаче, давали на целые полотна, а кто победнее, тот сколько мог. На эти деньги закупались в г.Вятке краски и другие необходимые материалы, этими же деньгами оплачивали труд богомазов. Договор на роспись храма был заключен с живописцем Петром Горевым. Работы велись в течение года. 4 августа 1875 года священники церкви и прихожане «освидетельствовали новую живопись и признали выполненную весьма удовлетворительной».
Живописные украшения покрывали только купол холодной церкви и своды алтаря. В куполе было помещено «Царство славы», в своде главного алтаря — «святая Богородица и Иоанн Креститель».
Крыши были окрашены зеленой краской, кресты — позолочены. Пол в холодном храме был покрыт опочными плитами, их возили на крестьянских подводах из Кукарки; в теплом – чугунными рельефными рисунками.
Колокольня стояла отдельно от церкви. Колокола не только призывали к церковным службам, но и отбивали время. На колокольне дежурили сторожа, назначаемые поочередно от каждой деревни. Высота колокольни 40м.
Следующий строительный период относится к концу XIX века. Теплый храм стал тесен для нужд разросшегося прихода. По наказу прихожан в 1879 году был составлен проект на расширение придельной церкви и устройство перехода, который должен был соединить отдельно стоящую колокольню и здание церкви. В 1899 году губернский архитектор И.А.Чарушин дополнил проект Максимовича, и в таком виде проект был утвержден губернским строительным отделением.
В 1900 году каменная теплая церковь вновь перестроена и расширена: в апреле под руководством мастера каменных дел Кирилла Федоровича Задорнова были начаты работы, а в июне того же года строительство было закончено, при этом с северной стороны было еще пристроено помещение для усыпальницы. В том же 1900 году, приделы теплого храма были освящены.
Таким образом, всего престолов в церкви было пять: в холодной церкви главный придел освящен в честь Вознесения Господня, северный придел освящен в честь Успения Божией Матери, южный – во имя святого Пророка Илии; в теплой церкви южный придел освящен во имя Михаила Архангела, северный – во имя св. патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла.
В церкви находился Нерукотворный Образ Спасителя, написанный в 1706 году по подобию Новоспасского Московского и поставленный в 1860-х годах художником Лапшиным. Была еще храмовая икона Собора Архистратига Михаила, присланная при основании села каким-то князем и поставленная в 1853 году.
Приход входил в состав третьего благочиннического округа Вятского уезда, благочинный – священник с.Усть-Чепецкого Александр Заворохин.
Одновременно со строительством церкви велись подготовительные работы по строительству ограды. Строительство ограды началось в 1816 году под руководством местного каменщика Федора Тюрина. Кирпич для стройки изготовлялся на месте. В 1823 году церковная ограда была выложена. С севера и юга от колокольни в западной линии ограды воздвигли палатки. Почти до конца XIX в. решетки ограды были деревянными, и только 3 августа 1892 года указом Духовной Консистории было разрешено на средства из духовной казны изготовить железные решетки. Тогда же в ограде выстроили часовню.
В 1924 году здание Вознесенского храма было передано в ведение общины верующих с их обязаательством сохранять церковное имущество и производить необходимый ремонт здания.
В 1937 году церковь закрыли временно, а в 1939 году – окончательно. Церковь была обезглавлена, лишена голоса – все колокола были сброшены. Чтобы сбросить один из них, даже пришлось выломать часть кладки. По рассказам очевидцев, когда с колокольни сбрасывали колокола, придавило одного из тех, кто это делал. Люди посчитали это Божьей карой и отказались сбрасывать кресты. Это и спасло храм от полного разрушения. Часть икон куда-то увезли, часть унесли по домам местные жители, часть просто сожгли.
В последующие годы в здании церкви помещались различные хозяйственные службы, в т.ч. совхозные мастерские, было оборудовано помещение для ссыпки зерна. Однажды при ремонтных работах в полу был обнаружен подземный ход, но проследить, куда он ведет, не смогли, т.к. его состояние внушало опасения.
В 1988 году по инициативе директора совхоза “Ардашевский” Алексея Константиновича Мелькова началось восстановление Вознесенской церкви.
Когда А.К.Мельков затевал на свой страх и риск реставрацию церкви, на плечах ее росли деревья, а в омертвевших недрах ее коптили своды мастерская, где заводили трактора, токарная мастерская, энергоцех, склады, помещения для ссыпки зерна, а в колокольне гудел водяной котел.
Интереснейшее архитектурное сооружение, видимое со всей округи, за многие километры, являло вид печальный – обшарпанная, порушенная временем и человеком, с березками на колокольне, церковь неминуемо разрушалась. И решили так: колокольню использовать как смотровую площадку – ведь ее высота 40 метров, и все, как на ладони — и речка Каменка под угором, и поля, и сама Каринка – трехэтажная да избяная; в теплой церкви открыть музыкальную школу, в холодной — разместить музей совхоза.
Проект реставрации включал не только восстановление церкви, но и ее композиционное совмещение с парком, зоной отдыха в центре села. При восстановлении решили придать церкви ее первозданный вид. Это потребовало значительных материальных затрат и душевных сил. Реставраторы очень бережно постарались сохранить все, что осталось от старых времен: фрагменты подлинных фресок, плиты, решетки, даже сейф в стене с кованой дверью, где оберегались от дурного глаза церковные деньги. Очень бережно восстанавливали росписи храма, реставрировали их и расписывали вновь в той же манере. А академический стиль письма говорит, что здесь работали мастера своего дела. Легенда даже гласит, что церковь расписывали Васнецовы. Из росписи купола, картин, орнамента, украшений наиболее сохранился лик св. Петра.
9 декабря 1989 года, в день 60-летия совхоза “Ардашевский”, в 12 часов с восстановленной колокольни вновь раздался колокольный звон. Первое богослужение в Вознесенской церкви с.Каринка состоялось в ноябре 1991 года. Престольный праздник – 40-й день по Пасхе.
Эта церковь – замечательный памятник архитектуры, несущий черты позднего русского классицизма. Для здания характерна необычайная стройность, устремленность ввысь, органичная увязка композиционных элементов, соблюдение классической ордерности в декоре. И это не случайность, а свидетельство мастерства знаменитых в вятском крае архитекторов – Ф.М.Рослякова и И.А.Чарушина.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?