Церковь Вознесения Господня в Екатеринбурге

Вознесенский храм Екатеринбурга специалисты считают единственным сохранившимся в нашем городе церковным зданием, построенным в стиле позднего барокко. Архитектура несомненно представляет важнейшую особенность любого сооружения. Но ведь, кроме этого, у каждого дома, как и у человека, есть еще своя история, своя судьба. На долю Вознесенской церкви выпало много интересного и драматичного. Храм — живой свидетель трагических событий ночи с 16 на 17 июля 1918 года, когда в Екатеринбурге была расстреляна царская семья. Сегодня Вознесенская церковь нуждается в самой тщательной реставрации и бережном отношении. Беречь — значит хранить и помнить. Вот и вспомним, с чего начиналась история.
1735 год. «Мне для моей физической болезни здесь, в близости завода, для великого курения и пыли жить весьма тяжко; того ради надлежит командирской двор построить за городом на северной стороне, где от меня место показано» — так писал Василий Никитич Татищев в канцелярию Главного правления заводов. Место, о котором здесь говорится, — Вознесенская горка, тогда ещё, правда, безымянная. Дом для Татищева возвели каменный, обустроили вместительный погреб, отвели огород.
1770 год. 19 сентября освящен в Екатеринбурге новый храм в честь Вознесения Господня. Церковь была деревянная и стояла у подножия горы, там, где позже появился печально знаменитый Ипатьевский дом.
1789 год. «Вознесения Господня церковь пришла уже в ветхость, а по желанию нашему вознамерились построить вместо деревянной вновь каменную церковь, для которой уже припасы приуготовляются, а как подле оной порозжего места нет, то по красоте города есть здесь в Екатеринбурге на горе против сказанной церкви бывшего горного командира Татищева дом, ветхостью со всем строением и каменной палаткою оценен в продажу чего ради просим, чтобы повелено было к строению каменной церкви место отвесть на горе, против упоминаемой Вознесенской церкви».
Эту просьбу подали городской администрации прихожане и священнослужители храма. Благословение на новое строительство было получено в том же 1789 году, закладку здания произвели в 1792-м году, а в 1801 году освятили в нижнем этаже придел в честь Рождества Богородицы.
В 1808 году старый деревянный храм разобрали и перенесли в Нижне-Исетск. На его месте позже появилась маленькая каменная часовня, та самая, которую мы видим на фотографиях рядом с домом Ипатьева. Так Вознесенский храм словно взошел от подножия горы на ее вершину.
В XIX веке церковь неоднократно достраивалась и расширялась. К началу XX столетия обширный храм имел 6 приделов: Вознесенский, Рождества Богородицы, Благовещенский, во имя святителя Митрофана, во имя Ильи Пророка, в честь Казанской иконы Божией Матери. В нижнем этаже размещалась мужская одноклассная церковно-приходская школа.
Один из главнейших праздников Русской Православной Церкви, Вознесение Господне — переходящий и выпадает на конец мая — начало июня. В России прошлого века этот день был «неприсутственным», т. е. выходным, в Екатеринбурге же особенно много богомольцев собиралось на службу в Вознесенскую церковь, на «престол». А ещё в Вознесение отмечали свой годовой праздник торговые служащие. Но устоявшийся порядок жизни сломал революционный 1917 год. 23 января 1918 года был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно которому религиозные общества лишались права собственности и прав юридического лица. Пока законодательные положения шли до Екатеринбурга, разразилась Гражданская война. 17 апреля 1918 года стены Вознесенского храма услышали шум мотора и увидели, как к расположенному напротив дому инженера Ипатьева подъехал автомобиль, из него вышли трое мужчин и скрылись в воротах. Бывший российский император Николай II описал тот день в своем дневнике: «поехали пустынными улицами в приготовленный для нас дом Ипатьева. Дом хороший, чистый. Нам были отведены четыре большие комнаты».
В Великий Четверг на Страстной неделе 1918 года звонили колокола Вознесенской церкви. Обитатели «дома особого назначения» слышали их. Николай II отметил: «При звуках колоколов грустно становилось при мысли, что теперь Страстная, и мы лишены возможности быть на этих чудных службах». Наконец, ночью с 16 на 17 июля старая церковь стала свидетелем необычной суеты возле Ипатьевского особняка: входили и выходили люди, что-то увозили на грузовиках, потом все утихло, дом совсем опустел. Вскоре в город вошли белые войска, а летом 1919 года снова вернулись красные и постепенно начали укреплять свою власть. Декрет об отделении церкви от государства претворялся в жизнь. В 1920 году Вознесенский приход заключил с Екатеринбургским Советом рабочих и крестьянских депутатов договор о бесплатном и бессрочном пользовании зданием храма и всем культовым имуществом, обязавшись беречь достояние, ставшее отныне народным. В договоре имелись также политические статьи: «не допускать в богослужебных помещениях собраний враждебного советской власти содержания; не допускать произнесение проповедей и речей, враждебных советской власти».
На всю церковную утварь была составлена самая подробная опись. Храм располагал действительно драгоценными предметами: напрестольный пасхальный крест из розовой яшмы и уральских камней, украшенный топазами; серебряный позолоченный кресте изображением Христа из бирюзы; Евангелия в серебряных окладах с самоцветами; серебряный потир в 3 фунта весом и многое другое. Недолго, однако, оставалось священникам украшать богослужения этой прекрасной утварью. 23 февраля 1922 года вышел в свет декрет об изъятии церковных ценностей. 12 мая этого же года Вознесенский храм лишился своего достояния: 5 напрестольных крестов, 3 дарохранительницы, 26 серебряных риз с икон, 30 бриллиантов, 58 различных самоцветов. Только серебра комиссия вывезла из Вознесенской церкви 2 пуда.
В апреле 1925 года представители городской администрации предприняли проверку сохранности всего оставшегося ещё в Вознесенской церкви имущества, нашли недостачу — девять парчовых риз, сорок холщовых полотенец, 21 аршин красного сукна. Сукно и полотенца, конечно, не могли послужить достаточным основанием к закрытию храма, поэтому обнаружили политическую причину. На литургии священники произносили положенную формулу: «Еще молимся о святейшем Тихоне — Патриархе Московском». Это считалось уже серьезным нарушением, т. к. для официальных властей в то время Тихон был всего лишь гражданином Белавиным, контрреволюционером, преступником. Было заведено целое дело. Вывод из данных обстоятельств сделали однозначный: договор, заключенный в 1920 году, расторгнуть.
Верующие пытались отстоять свой храм, обращались к духовным и светским руководителям, но все усилия оказались бесполезными, и уже 17 декабря 1926 года представители отдела народного образования принимали работу по переоборудованию бывшей церкви в школу-семилетку. Паперть приспособили под раздевалку, главный алтарь стал пионерским клубом, в церковном архиве разместилась столовая.
Позднее в Вознесенскую Церковь въехал областной краеведческий музей, а в 1991 году двери храма снова распахнулись для верующих.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?