Всего в нескольких километрах от Ялты находится одно из самых известных в Крыму мест: курортный посёлок Ливадия. Каждый год его посещают тысячи людей с целью увидеть Ливадийский дворец – летнюю резиденцию русских царей. В ходе экскурсии посетителям обязательно показывают дворцовую церковь, в которой молилось три поколения императоров: Александр II, Александр III и Николай II.
В 1860 году Удельное ведомство купило усадьбу графа Л.С. Потоцкого для строительства здесь дворца. Император Александр II подарил Ливадию своей жене императрице Марии Александровне, которая болела чахоткой и должна была ежегодно лечиться на юге. Придворному архитектору Ипполиту Монигетти поручили построить здесь целый архитектурный комплекс: два дворца, служебные помещения, оранжереи, бассейны и, конечно же, дворцовую церковь. Церковь была переделана архитектором в 1864 году из костела, поэтому её алтарь ориентирован не на восток, как у всех православных церквей, а на юг. Монигетти создал церковь в византийском стиле, по образцу древней греческой церкви святого Луки, построенной когда-то в селении Ливадия в Греции. Храм небольшой, ведь он был рассчитан только на императорскую семью и ближайшее окружение. В плане здание представляет собой крест, вытянутый с севера на юг. Над церковью возвышался купол на стройном световом барабане. Позже он был разобран, и теперь мы видим новый небольшой барабан, увенчанный крестом. Восточная стена прорезана арочными окнами – спаренными и тройными. Монигетти использовал в оформлении храма орнамент в стиле архитектуры Закавказья. Церковь украшают резные наличники вокруг окон и широкая полоса под самой крышей.
Интерьер церкви создавался также в византийском стиле художником Изелло по рисункам Монигетти. Иконы для храма написал известный художник академик Александр Егорович Бейдеман. За свою работу он был награждён орденом Святого Станислава 2-ой степени. Особым украшением церкви стал иконостас из белого мрамора. Царские врата и алтарные двери были сделаны из резной бронзы. По обе стороны от иконостаса располагались два ореховых аналоя: один был занят храмовой иконой, другой – древним образом с частями святых мощей, он был украшен драгоценными камнями. Этот образ – дар Романовым от грузинских царей. Перед иконостасом стояли красивые серебряные подсвечники. Свод церкви был выкрашен в голубой цвет и усеян золотыми звёздами, что символизировало верхнее небо. С середины свода спускалась небольшая люстра. Маленькая дверца вела из церкви в ризницу, а оттуда в кабинет императора Александра III.
Рядом с храмом по проекту Д.И. Гримма построили звонницу, её украшает орнамент, который вырезал из камня талантливый крестьянин Орловской губернии Т.А. Костиков. Во время правления Александра III тут же поставили мраморную колонну из крепости Рущук на Дунае. Эта колонна была установлена возле дворца в 1879 году в память о русско-турецкой войне 1877-1878 годов, когда Россия воевала за освобождение Болгарии от турецкого ига. Дождевая влага попала в храм через прохудившуюся крышу и испортила главную икону «Воздвижение Честного Креста». Было решено заменить её мозаикой, материалом куда более прочным, чем краски, и долго сохраняющим яркие цвета. Выполнить эту работу поручили фирме А. Сальвиати. Академик А.Н. Попов сделал для Сальвиати точную копию иконы на картоне. Работы были выполнены в срок в 1888 году. Эта мозаичная икона сохранилась до наших дней.
При перестройке дворца в 1910-1911 годах архитектор Н.П. Краснов сохранил здание церкви, внеся незначительные изменения. Он увеличил придел, устроив здесь вход. Прежний вход выводил в полуоткрытую галерею, соединяющую храм с дворцом. Краснов превратил эту галерею в полностью закрытую. Портал храма украсила мозаичная икона «Архангела Гавриила». Её выполнили в мастерской профессора П.П. Чистякова. Он же расписал новый притвор, среди икон была икона Божией Матери Фёдоровская.
В Ливадийском храме совершались важные события, как для царской семьи, так и для всей России. В 1894 году старом дворце умер Александр III. Панихида по почившему государю и присяга нового русского императора Николая II состоялись в дворцовом храме. Здесь же святой Иоанн Кронштадский миропомазал невесту Николая принцессу Алису Гессенскую, она стала православной благоверной княгиней Александрой Фёдоровной… Сам Николай II и его мать императрица Мария Фёдоровна собирались провести обряд венчания сразу же после миропомазания. Но этому воспротивились родственники. Они считали, что брак императора – акт государственного значения и должен осуществиться в столице со всей присущей этому событию торжественностью. А будь Николай II настойчивей, в скромной Ливадийской церкви появилась бы новая русская императрица Александра Фёдоровна.
После установления советской власти в Ливадии открыли санаторий для крестьян. Церковь закрыли, за долгие годы запустения здесь устраивали и клуб, и склад, и музейное помещение. В те времена только мозаичное изображение архангела Гавриила над главным входом и стоящая рядом изящная звонница напоминали о том, что когда-то здесь был Дом Божий. Не сохранились в церкви иконостас и мраморная облицовка стен, вместо неё панели расписали масляной краской под серый мрамор. Только мозаичное панно на сюжет Воздвижения Креста Господня сияло немеркнущим светом, который вселял надежду, что храм оживёт и украсится заново. Так оно и случилось.
В 1991 году в Крестовоздвиженском храме возобновились богослужения. Конечно, возрождение храма шло медленно: иконостас сначала был фанерным, затем появился дубовый аналой, на котором воспроизвели резьбу мраморного обрамления старинных дверей. Слева и справа от отреставрированного алтаря встали резные дубовые киоты для главных икон: Божией Матери «Державная» и Святого Иоанна Кронштадского.