Одна из самых древних русских деревянных культовых построек, сохранившихся до нашего времени — Лазаревская церковь Муромского монастыря. Она находилась на юго-восточном берегу Онежского озера. Как гласит предание, церковь была построена в XIV веке иноком Лазарем, основателем монастыря. В 1960 году ее перевезли в Кижский заповедник. Сооружение это является типичной клетской церковью. Подобные церкви и часовни были весьма распространены в Заонежье вплоть до начала XVIII века. Лазаревская церковь невелика по размерам: ее длина равняется 8,8 метра, ширина 3,6 метра. Церковь состоит из трех клетей, каждая из которых покрыта кровлей на два ската. Средняя клеть имеет небольшую главку. Стены срублены «в обло». Церковь эта напоминает отчасти хозяйственную постройку. Не случайно клетские часовни часто в народе, особенно на юге Архангельской и Вологодской областей, называли «амбаронками». От амбаров они отличались только тем, что на коньке кровли находился барабанчик с луковицей.
Внутреннее убранство Лазаревской церкви мало изменилось и поэтому представляет значительный интерес как пример решения интерьера в маленьких и тесных помещениях. Часовни такого типа, вероятно, были весьма распространены на Севере в XIV—XV веках и особенно в небольших селениях.
В Лазаревской церкви каждый вошедший в сени обращает прежде всего внимание на стену с дверью, ведущей в главное помещение. В неглубоких полутемных сенях кажется, что стена срублена из бревен гигантской толщины. Это впечатление усиливается узкой массивной дверью. Простая, обрамленная в толстую рубленую оправу — колоду и приподнятая над полом на одно бревно, дверь является одним из главных элементов внутреннего убранства. Основной элемент интерьера церкви — насыщенный по цвету иконостас, освещенный боковыми окнами.
Тябловый иконостас не совсем обычен. Он состоит из двух ярусов: верхнего «деисусного» и нижнего — «местного». Большинство икон написано в XV—XVI веках. Особенно привлекают красивые по цвету и тонкие по письму иконы верхнего ряда, изображающие архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и миниатюрные царские врата. Чтобы зрительно увеличить высоту помещения, на их створках, весьма удлиненной формы, написаны во весь рост фигуры Василия Великого и Иоанна Златоуста. Художник отказался от более распространенного сюжета с четырьмя евангелистами, так как это было связано с расчленением плоскости створок на квадратные клейма.