Церковь Воскресения Христова в Верхотурье

Церковь Воскресения Христова — этапное явление в развитии уральского культового зодчества, одно из первых проявлений классицизма, к тому же сразу высокого уровня.
Церковь Воскресения Христова возведена в двух ярусах. В первом ярусе престол Во Имя Обновления храма Воскресения Христова. Он был освящен в 1786 году. А престол второго яруса — Во Имя Нерукотворного Oбраза Спасителя — только в 1806 году, отсюда разнородность их стилистики. Если нижний ярус, по всей вероятности, еще представляет собой произведение народных мастеров-каменщиков, обходившихся без проектных чертежей, то в основе верхнего, безусловно, лежит архитекторский проект. Причем его автор использовал, вопреки обычной провинциальной инерции, самые передовые по тому времени формы, которые могут считаться переходными от строгого классицизма к ампиру. Вместе с тем он должен был учитывать композицию первого яруса храма, предопределившую объемное построение второго.
В 1836 году архитектор Пермской казенной палат Кругляшев запроектировал переоформление первого этажа, с целью привести фасады к стилевому единству. Кроме того, по проекту было намечено пристроить с запада двухэтажный притвор и открытую галерею из двух рядов дорических колонн. В 1839 году проект рассматривался в Петербурге в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. Однако по неизвестным причинам проект осуществлен не был. Возможно, предполагавшаяся пристройка должна была послужить своеобразным контрфорсом для колокольни, основание которой уже тогда с трудом удерживало нагрузку от сооружения. По той же причине в стенах трапезной, по-видимому, еще в XIX веке появились трещины. На недостаточную прочность оснований и фундаментов этих частей здания указали недавние раскопки возле храма. Предположительно в 1930-х годах было снято храмовое завершение и разобрана колокольня.
По своему композиционному тину церковь Воскресения Христова – двухэтажный трехчастный храм «кораблем», весьма распространенный па Урале в XVII столетии, ср. Иоанно-Предтеченскую и Знаменскую церкви в Верхотурье, Однако в объемную композицию и убранство внесено много принципиально нового. Так, апсида, вместо традиционно пятигранной, представляет собой сочетание прямоугольника и полуовала. Завершение в виде малого восьмерика уступило место барабану-ротонде, перекрытому куполом. Колокольня была не восьмигранная, а составленная из кубического и вытянутого цилиндрического ярусов. Взамен шпиля она венчалась куполом продолговатых очертаний.
Декор первого этажа, ордерного характера пилястры, плоские наличники с замковыми камнями, надоконные бровки, не имеет ничего общего с предыдущими верхотурскими храмами и отражает запоздалое влияние столичного барокко. Второй этаж оформлен в строго классицистическом духе. Оконные проемы прямоугольные, над ними сандрики в виде простых карнизов, треугольных фронтончиков или плоских горизонтальных ниш. Стены завершены дорическим фризом с триглифами с метопами, а на храмовой части — треугольными фронтонами.
Хотя у отдельных фрагментов памятника и могли быть аналоги, треугольные фронтоны, при еще барочном характере декорировки фасадов, имеются в Христорождественской церкви села Дерябино Верхотурского района. Подобный верхний цилиндрический ярус, но с часами и шпилем, придан колокольне Никольской церкви в села Быньги Невьянского района, ряд черт которой для Урала редок, почти уникален. К их числу можно отнести упомянутый декоративный мотив бровок и своеобразный пропорциональный строй колокольни.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?