Этот год мы открываем серией публикаций об интереснейшем явлении русского севера — храмовой архитектуре тотемского барокко — архитектуре русских мореплавателей и первооткрывателей русской Аляски. Речь пойдет о каменной церкви, зорко расположенной на вершине Хоробардиной горы в старейшем пригороде Тотьмы — деревни Варницы.
Церковь в Варницах с приделом в честь Воскресения Христова представляет собой распространенную трехчастную осево-симметричную конструкцию, возведенную в два этапа. В 1743 году тщанием прихода начинается строительство теплого каменного одноэтажного храма на месте старой деревянной церкви, поставленной еще в начале ХVIII века купцом-солеваром Строгоновым. В 1750 году однопрестольная церковь была освящена в честь святителя Николая. Она имела характерную для провинциальных храмов первой половины XVIII века вытянутую по продольной оси планировочную систему с архаичными древнерусскими элементами на фасадах: безордерные пилястры на консолях, портальные наличники окон с килевидными сандриками, кирпичные зубчатые карнизы.
В 1772 году вследствие прошения причта и прихожан епископ Великоустюжсий и Тотемский Иоанн дает разрешение на возведение холодной церкви с приделом в честь Воскресения Христова путем надстройки ее над Николаевской, а так же разрешает над папертью Николаевской церкви выстроить каменную колокольню. Таким образом к 1775 году церковь в Варницах обретает большой двухэтажный храм с зимним приделом в нижнем этаже и холодным в двусветном верхнем, возведенном уже в скромных провинциальных барочных формах, навеяных нарышкинской архитектурой. Архитектурный язык обновленной Воскресенской церкви формировался из присущих только ей черт, которые легли в основу новой зодческой школы — тотемской. Это и двусветный четверик храмового объема, завершенный тесным пятиглавием на восьмериках, и совершенно уникальные каменные картуши в кладке фасадов храма и колокольни. Впервые на эти особенности в 1962 году обратил внимание доктор архитектуры П. Тельтевский, вынесший тотемское зодчество в самостоятельную школу. Однако имела Воскресенская церковь формы, которые не встречаются более ни в одном памятнике тотемского стиля — это строенные угловые полуколонны второго света верхнего храма и чашеобразные конусные главки в навершии церкви. Формы последних доселе мне встречались только в оглавлении Богоявленской церкви Воскресенского монастыря в Солигаличе. К слову, водружены они там были практически в то же время, что и оглавление Воскресенской церкви в Варницах — 1790-е годы.
В 1847 году Воскресенская церковь обрела свою главную композиционную доминанту — массивный стальной шпиль на полигональном куполе колокольни в духе петровского барокко. В совокупности с удачным расположением Воскресенской церкви на вершине Хоробардиной горы, храмовый шпиль было видно практически из любой точки Тотьмы. К середине XIX века всевозможные перестройки и реновации храма постепенно завершаются и Воскресенская церковь приобретает вид, который дошел до наших дней, утратив лишь в советское время шпиль на колокольне. Это двухэтажный четверик со вторым светом, крытый фальцевым кровельным железом, с выразительным барочным пятиглавием на высоких восьмериках, пятигранная алтарная апсида и развитая широкая трапезная с пристроенной над папертью нижнего храма двухъярусной колокольней.
Но самая главная архитектурная особенность, которую мы можем наблюдать сегодня на фасадах церкви — это каменные кружевные клеймы в виде стилизованных картуш, украшающие стены храма. Ни на одном культовом памятнике за пределом тотемского стиля мы не найдем столь необычного фасадного украшения. В числе 25 известных храмов тотемской школы 5 было построено в самой Тотьме и ее окрестностях. Что объединяло эти церкви? Какую смысловую нагрузку имели картуши на их фасадах. Какую связь картуши имели с гербом царской Тотьмы? Как в глухой северной провинции сформировалась собственная архитектурная школа, в манер столичным? Ответы на эти вопросы я нашел в трудах тотемского историка, краеведа и мореплавателя Станислава Михайловича Зайцева, открывшего связь между храмовыми картушами и бравой историей тотемских первооткрывателей Русской Америки.
Строительство большинства храмов тотемского барокко выпало на период активного освоения тотемскими купцами и мореходами земель и островов Нового Света. В 40 — 80-х годах XVIII века купцами Холодиловыми и Пановыми было снаряжено более 20 экспедиций в Тихий океан. На ряду с правительственными походами Гвоздева-Федорова, Беринга-Чирикова, купеческими экспедициями были открыты и присоеденены к России Алеутские, Андреяновские, Лисьи острова, Кадьяк, Алакшак-Аляска, Унга и другие земли, очерчивающие западные берега североамериканского континента. Но помимо громких и выдающихся открытий тотемских мореходов, результатом всех этих походов стала пятая часть всего промысла пушнины, добытая русскими в Новом Свете. Промысловиками ко двору доставлялись шкуры невиданных доселе черных и черно-бурых лисиц. Сей факт позднее будет закреплен на гербе Тотьмы: черная лисица помещена на нем «в знак того, что жители того города в ловле тех зверей упражняются». А этнограф и путешественник П. Челищев в 1791 году фиксирует, что Тотьма — единственный город в России, экономика которой завязана на пушнине Нового Света, называя наиболее преуспевших на пушнине именитых купцов, здравствовавших при его посещении: А. Холодилов, Г. Панов, Ф. Протопопов, А. Кузнецов, он же городской голова, И. Лябзинов, И. Кузнецов, он же бургомистр.
Но слава и новые открытия тотемских мореходов — это одна сторона медали. В тяжелейших походах экспедиции в шторма теряли товар, гибли суда, домой не возвращались многие промысловики. Так П. Шишкин с новой экспедицией «Св. Николай» погиб на Лисьих островах в 1763 году. Тогда были вырезаны алеутами команды четырех судов, а суда сожжены. А те, кто возвращался, в благодарность Богу за счастливый исход похода, в память о погибших компанейщиках, ставили церкви, украшая их трепетными деталями дальних плаваний — картушами мореходных карт, стилизованными в каменные клейма на фасадах храмов. В 1948 году была опубликована «Скаска-отчет тотемского купца Степана Черепанова о пребывании на Алеутских островах в 1762 году» в Автор этого отчета, снарядивший экспедицию, он же командир корабля — купец Черепанов — по возвращению с островов Нового Света построил в Тотьме Троицкую церковь, в контракте на возведение которой было написано: «А между верхними и нижними окнами клейма сделать как наилутче возможно».
Сам Станислав Зайцев, трагически погибший в 1992 году в Ванкувере во время океанического похода, так описывал храмовую архитектуру Тотьмы и окрестностей: «Архитектура тотемского барокко оказалась каменной летописью эпохи великих географических открытий ХVIII века, когда вершилась одиссея тотемских землепроходцев и мореходов на Тихом океане»
#Храмы@utrachennoe #Сельские_храмы #Каменные_храмы@utrachennoe #Варницы@utrachennoe #Вологодская_область@utrachennoe