Сарапул — город живописно расположившийся на Каме, полон удивительной архитектурной старины, один из очагов развития местного купечества, — получил городской статус в 1780 году. Храмоздательству здесь всегда уделяли большое внимание — до Октябрьской революции в городе было два монастыря и три десятка храмов. И лишь в одном из них не прекращались богослужения — в храме Воскресения Христово. Одна из причин столь необычной судьбы этой церкви — её расположение. Храм изначально располагался возле одноимённого городского кладбища и потому был востребован во все времена. Здесь обрели последний покой многие знаменитые и безвестные жители города, в своё время основанного русскими поселенцами на высоком правобережье полноводной Камы как дворцовое село Вознесенское. В числе первых упоминаний о Сарапуле известна запись в Писцовой книге от 1579 года о массовых побегах пермских крестьян в эти края. После Сенатского указа 1780 года Сарапул становится центром одноимённого уезда. Теперь здесь уже не село с одной церковью — уездный город с тремя храмами! Затем императрица Екатерина II утверждает план развития Сарапула в составе Вятского наместничества, который начинает претворять в жизнь архитектор Иоганн Лем.
По некоторым сведениям, городское Воскресенское кладбище обустраивалось, согласно плану, рядом с уже возведённой одноимённой церковью. В едином комплексе они стали не только культовой, но и общеисторической, культурной местной достопримечательностью, местом всеобщего поклонения горожан. Во всяком случае, в ХIХ — начале ХХ века на кладбище при Воскресенской церкви было погребено большинство православных жителей Сарапула. Кладбище появилось следом за его церковью, в том же 1817 году. Впоследствии на южной стороне погоста был возведён второй каменный храм, освящённый во имя Двенадцати апостолов. Он был приписан к Воскресенской церкви и по штату имел причт в составе двух священников, двух псаломщиков и одного диакона. История его составила всего 30 лет: в 1929 году здание церкви, построенной стараниями местного мецената, купца Алексея Трофимовича Шитова, было закрыто Сарапульским окрисполкомом, после чего было разобрано на кирпич, а на фундаменте Божиего дома власти распорядились выстроить среднюю школу. В 1930-х годах была срыта большая часть и самого Воскресенского погоста, а на освободившейся таким варварским способом территории позднее были поставлены жилые дома, школа со спортплощадкой и здание Детского экологического центра.
Деньги на постройку кладбищенской Воскресенской церкви выделили уважаемые жители Сарапула, богатые купцы Григорий и Фёдор Николаевич Ижболдины. Автором проекта стал зодчий Семён Емельянович Дудин. Первоначально в храме имелся один престол, позднее был освящён и второй, во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги. Дудин выстроил эту небольшую, но весьма уютную для прихожан церковь в стилистике раннего классицизма, а проект здания не только утвердил, но и во многом вдохновил один из самых знаменитых жителей Сарапула — городничий Андрей Васильевич Дуров, более всего известный как отец Надежды Дуровой, легендарной кавалерист-девицы. При нём и при его содействии в Сарапуле открылись первое учебное заведение — Малое народное училище и первая городская больница на 11 коек, зародились местные купеческие династии и градообразующее кожевенное производство, появились первые каменные здания, оформилась городская застройка. Благодаря градоначальнику, в 1802 году был разобран до основания и заново возведён, значительно расширившись, главный храм тогдашнего Сарапула — Вознесенский собор. Воскресенское кладбище появилось также стараниями Дурова, а выстроенная по его инициативе церковь, которая с тех пор практически не закрывалась, стала единственным зданием во всём Сарапуле, полностью сохранившимся со времён честной и беззаветной службы своего градоначальника, истинного патриота этого камского городка. Тогда же, в 1817 году, был образован и церковный приход нового храма Воскресения Христова. Вплоть до 1894 года кладбищенская церковь была приписана к Вознесенскому собору, но вследствие расширения застройки района Старцевой горы, распоряжением Священного Синода Воскресенский приход получил самостоятельный статус.
С момента рождения и вплоть до начала революционных потрясений 1917 года Воскресенскую церковь не оставляли своими заботами её друзья и меценаты. Главными благотворителями храма, фактически взявшими его на своё попечение, были члены известной в округе купеческой семьи Ижболдиных. Примечательно, что яркая представительница этой династии Ольга Ивановна Ижболдина приходилась родной сестрой знаменитому русскому художнику и пейзажисту Ивану Ивановичу Шишкину, связав эту уважаемую фамилию с судьбой Воскресенского храма в Сарапуле. Именно стараниями вдовы предпринимателя Дмитрия Григорьевича Ижболдина, в период с 1909 года по 1910 год к храму был пристроен новый, северный придел. По её желанию он был освящён во имя княгини Ольги. Ольга Ивановна имела и в церкви, и во всём городе репутацию щедрой и заботливой благотворительницы. Не случайно впоследствии она была удостоена чести быть похороненой рядом со своей церковью.
Время оказалось не властно над памятью: этот памятник сохранился и поныне. Восресенская церковь была одним из духовных центров Сарапула. Не случайно ежегодно 4 марта именно здесь церковной панихидой традиционно открываются дни памяти почётного гражданина города Павла Башенина, 150-летие со дня рождения которого отмечалось в нынешнем, 2018 году. Павел Андреевич много сделал для города и прихожан на посту главы городской думы. Создатель водопровода и первой электростанции Прикамья, радетель за архитектуру города и его духовные и религиозные ценности, Башенин включён в нынешнюю Всероссийскую электронную базу «100 великих меценатов и предпринимателей России». Подвижника отпевали в Вознесенском кафедральном соборе, а погребён он был в своём фамильном склепе возле Воскресенской церкви.
Клокочущая пустота и воинствующий атеизм стали основами господствующей идеологии в России на долгие годы после прихода к власти большевиков. С приходом советской власти здание Воскресенской церкви, как и других храмов города, перешло в собственность государства, тотчас изъявшего из неё основные ценности под фальшиво-патриотическими лозунгами помощи голодающим и укрепления экономики страны. Отныне община храма была вынуждена арендовать нагло отобранный у неё собственный храм и ещё платить за него налоги! Воскресенская церковь долгое время оставалась единственной из действующих в городе храмов. Она была подобно очагу тепла и света во тьме. В храме нашли для себя убежище иконы, святыни, церковные атрибуты со всего города. В округе сносили храмы, а на закрытом Воскресенском кладбище вандалы растаскивали кирпичи из фамильных склепов и пускали их на продажу. Протесты и обращения к властям священников храма не возымели никакой ответной реакции. А потом разрушение погоста началось уже по прямой указке властей придержащих. Каменные надгробия превращались в строительный материал для зданий, жильцы которых зачастую и не подозревали, на чём будет покоиться жизнь в новом доме, а старые обветшалые памятники попросту дробили и мостили ими дороги. Единственная оставшаяся церковь в городе всё же закрывалась на непродолжительное время перед Великой Отечественной войной, когда власти освободили её от обновленцев, окончательно убедившись, что попытки посеять раскол в русском православии обречены на провал.
С началом войны Воскресенский храм вновь открыл свои двери благодаря священнику храма Фёдору Соловьёву. Однако, открыв двери, пришлось тут же закрыть окна, заколотив их листами фанеры — во всём здании, стоявшем прежде брошенным и бесхозным, были выбиты стёкла. Но прихожане не унывали: установили в одном из помещений железную печурку, заготавливали для неё дрова, наводили, как могли, порядок в Божием доме, и жизнь в нём возродилась. В «Фонд обороны» прихожане и клир храма с осени 1942 года по январь 1944 года передали 23 550 рублей и оказали большую помощь фронтовым лазаретам и госпиталям, детям погибших на фронте и потерявшим родных в те суровые годы воскресенцы собрали 15 000 рублей.
После войны храм в Сарапуле вновь попытались закрыть, а приход упразднить. Вандалы вновь принялись осквернять могилы и растаскивать всё ценное, что ещё могло остаться на давно разорённом Воскресенском кладбище. Усилиями настоятеля, протоирея Иоанна Колчина, Татьяны Царегородцевой и других прихожан храм удалось отстоять и от произвола властей, и от посягательств злоумышленников. В 1965 году настоятелем Воскресенской церкви стал священник Николай Педашенко, а сменивший через 20 лет Вячеслав Остроумов стал впоследствии почётным гражданином Сарапула, жители которого высоко оценили заслуги священника перед родным городом.
Жизнь храма, духовная и общественная, и сегодня полна событий и свершений. Воскресенская церковь по праву гордится и своей воскресной школой, которая в качестве учреждения религиозного образования для мирян была открыта при содействии городских властей в начале 1990-х годов одной из первых не только в Сарапуле, но и во всей возрождённой России.