Церковь Воскресения Христова располагается над Святыми воротами Ростовского Кремля. Ворота с церковью находятся в центре северного фасада кремля и обращены к главному храму комплекса, Успенскому собору. Датой постройки церкви Воскресения считают 1670 год. Она была возведена первой из домовых церквей и представляет собой начальный этап грандиозного архитектурного замысла митрополита Ионы по созданию Митрополичьего двора. Церковь Воскресения пережила два крупных пожара, в 1730 и 1758 годах. После 1788 года в церкви, как и во всех остальных домовых храмах Ростовского кремля, не проводились богослужения. На ее нижних этажах были размещены склады и ледники. В XIX веке здание церкви Воскресения, как и остальные строения Ростовского кремля, начало приходить в упадок. В 1861 году был проведен ремонт храма. Произошло это благодаря инициативной группе ростовского купечества, главным вдохновителем которой являлся И. И. Хранилов, а жертвователями, Д. М. Плешанов и М. А. Хлебников. Однако восстановление церкви ограничилось ремонтом крыши и обновлением фресок. Из-за того, что нижний этаж в течение многих лет использовался в качестве склада льда и погреба, кирпич фундамента отсырел и начал разрушаться. Поэтому, несмотря на ремонт, церковь продолжала находиться в аварийном состоянии. В 1890 году была проведена реставрация первого этажа, в ходе которой была предотвращена угроза обрушения здания. Также был восстановлен декор церкви. Во время смерча, пронесшегося над Ростовом 24 августа 1953 года, с церкви Воскресения была снесена кровля и четыре главы. Одна из глав упала в пруд, другая застряла между звонницей и стеной церкви, остальные были отброшены от здания на некоторое расстояние. Реставрационные работы по восстановлению Ростовского кремля были поручены Ярославской специализированной научно-реставрационной мастерской под руководством архитектора Владимира Сергеевича Баниге. Реставрация проходила в 1954–1957 годах. Баниге видел главную задачу в восстановлении первоначальной формы покрытия церкви и вида ее башен. В ходе работы реставрационной мастерской храму Воскресения были возвращено первоначальное многоскатное покрытие и древняя система водоотвода. В 1954–1955 годах под руководством Б. Г. Брюсовой были реставрированы росписи интерьера церкви.
Церковь Воскресения представляет собой надвратный храм. Здание стоит на высоком подклете, в котором расположены проходы ворот. Последние называются Святыми воротами и ранее являлись главным входом в Ростовский кремль. Основной фасад церкви обращен к северу, в сторону Успенского собора. По сторонам от ворот находятся две круглые башни. Композиция, которую образует западный фасад храма, башни и Святые ворота, симметрична и статична. В нижней части фасада установлена надвратная икона, на которой в технике фрески нанесено изображение Воскресения Христова. Комплекс Ростовского кремля был создан митрополитом Ионой как образ горнего Иерусалима. Проход через Святые ворота символизировал вход в Царствие Небесное. Посетитель, проходя от Успенского собора к Церкви Воскресения, образно двигался от смерти к жизни, от Усыпения к Воскресению. Проход через ворота имеет зигзагообразную форму для того, чтобы во время нападения на кремль сделать противников более уязвимыми. Однако реальной боевой мощью Ростовский кремль не обладал. Внушительные башни и стены имели больше символическое значение, нежели военное. Южный и западный фасады церкви Воскресения обращены в сторону внутреннего двора Ростовского кремля. Восточный фасад, за которым расположен алтарь, напротив, скрыт от зрителей. Он примыкает к зданию бывшего Судебного приказа, который был создан по указанию митрополита Ионы. Восточный фасад можно увидеть только находясь внутри небольшого дворика, расположенного за зданием Судебного приказа. На это место доставляли преступников и осуществляли суд над преступлениями священнослужителей и некоторыми преступлениями мирских людей, которые подлежали церковному суду. В частности, это были дела, связанные с ересью, колдовством и прелюбодеянием. Алтарная часть здания церкви Воскресения была обращена в сторону места суда. Вероятно, такое решение пространства — не случайность. Человеческие страсти представали перед алтарной частью как перед лицом Бога, напоминая подсудимым и судьям о грядущем Страшном суде. Ранее основной вход располагался на южном фасаде, но в XVIII веке парадное крыльцо храма Воскресения было разобрано. Сейчас вход, который считается основным, находится также на южном фасаде и представляет собой небольшую дверь слева. Здесь начинается экскурсия «По стенам Ростовского кремля», в рамках которой можно осмотреть интерьеры всех трех домовых храмов ансамбля. Внутри входа имеется узкая лестница, ведущая наверх. Первоначально она имела подсобное назначение. Лестница приводит в западную галерею, из которой можно попасть в церковь и в переходы по стенам кремля. Церковь Воскресения перекрыта лотковым сводом, представляющим собой сомкнутый свод в четырехугольном помещении, составленный из криволинейных плоскостей, которые одним концом опираются на стену, а другими смыкаются с остальными лотками. Свод поддерживают две арки, опирающиеся на сдвоенные колонки, расположенные на высоких постаментах. Они разделяют внутреннее пространство храма на три части. Восточную часть занимает солея, возвышенное место перед алтарной площадкой и иконостасом. Уровень пола солеи и всей алтарной части церкви Воскресения достаточно сильно возвышается над уровнем пола, на котором стоят молящиеся. По краям солеи расположены клиросы, места для певчих. Алтарь храма представляет собой небольшое помещение прямоугольной формы, отделенное от основного объема храма каменной стеной. На восточной стене храма в технике фрески изображен иконостас. Такие расписные иконостасы являлись характерной чертой ростовских домовых церквей. По мнению исследователей, они отсылали к укладу древних византийских церквей. Первоначально интерьер храма освещался через семь окон верхнего яруса. Это число символично, оно отсылает к числу церковных таинств, вселенских соборов, столпов Дома Премудрости, а также к числу апокалиптических светильников и апокалиптических церквей.
Роспись стен церкви Воскресения относятся к одному из известнейших памятников русского искусства XVII века. Однако исследователи до сих пор спорят насчет даты создания и авторства фресок храма. Называются даты между 1670 и 1680 годами. А среди возможных участников росписи стен значатся лучшие художники того времени, Севастьян Дмитриев, Гурий Никитин, Дмитрий Григорьев, братья Константин и Василий Ананьины, Лаврентий Севастьянов, Иван и Федор Карповы. Главный реставратор церкви Вера Григорьевна Брюсова высказывала мнение, что роспись была осуществлена несколькими мастерами. Росписи фресок церкви Воскресения делят на три группы, соответствующие основным частям храма, росписи алтаря, церкви, галереи. Сюжеты, изображенные на фресках, расположенных в алтарной части делятся на верхнюю и нижнюю зону. Границей служит ярус изображений херувимов с распростертыми крыльями и полоса облаков. Таким образом, символически верхняя зона предстает как открытое небо. На склонах свода алтаря помещены крупные изображения, О Тебе радуется, Се Агнец Божий, Похвала Богоматери, Благослови Бог день седьмой, Распятие с церковными таинствами и Великий вход. Эти композиции связаны между собой как начало и конец повествования. В начале Бог Отец благословляет своего Сына на подвиг Искупления. Путь к этому лежит через принятие человеческой плоти и рождение от Богородицы, которая благословляется, потому что послужила вочеловечению Спасителя и явила образ грядущего прославления спасенного человечества. Время действий в этих композициях можно определить, как предвечное бытие и жизнь будущего века. Между ними, как между двумя временными полюсами, помещается изображение Саваофа, творящего мир, и композиции Распятия и Великого входа, действия которых происходит в нынешнем времени. Таким образом, центральное событие в истории Божественного Домостроительства, искупление человека добровольной жертвой Христа, находит свое продолжение в жизни основанной Им церкви. В куполе церкви Воскресения помещено изображение Бога Отца. Вокруг него на стенах барабана расположены фрески с херувимами. Между окнами барабана находятся изображения праотцев, а в основании барабана изображены евангелисты. Между ними помещены Троица на восточной стороне и Богоматерь Знамение, на западной. Свод храма Воскресения расписан изображениями праздников пасхального круга, связанными с событиями Воскресения Христова, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Снятие со креста, Положение во Гроб, Уверение Фомы, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Сошествие во ад. На фреске Распятие в восточной части свода изображены распятые вмести с Иисусом Христом разбойники, а также воины, которые бросали жребий о ризе Христа, и фарисеи. На заднем плане помещено панорамное изображение Иерусалима. Необычной деталью иконографии является расположение ладоней Иисуса Христа на кресте, кисти рук сложены в благословении, при этом правая кисть повернута вниз, а левая повернута вверх. Правая рука Спасителя благословляет расположенных под ней Богородицу, Иоанна Богослова и жен-мироносиц, а также праведного разбойника, над его головой изображен нимб. Левая рука отвращает благословение от изображенных под ней гонителей Христа, воинов, фарисеев, злого разбойника. Такое изображение рук распятого Спасителя встречается в нидерландской и поздневизантийской живописи. Восточная стена церкви Воскресения расписана как иконостас. Она состоит из традиционных местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого рядов. На южной, западной и восточной стенах храма в пять ярусов помещен развернутый евангельский цикл. Сюжеты, изображенные в этом цикле, сливаются в одну повествовательную строку, которую можно, как текст, прочесть слева направо. Изображения трех верхних рядов рассказывают о периоде жизни Христа от призвания апостолов до Страстей Господних. В верхних двух рядах изображены сюжеты, касающиеся чудес, проповедей, исцелений, которые совершил Иисус Христос за время своего служения, до того как пришел в Иерусалим. В третьем ряду изображены события, произошедшие в Иерусалиме до Страстной недели. Два нижних яруса подробно иллюстрируют Страстной цикл и насчитывают 24 сюжета, которые начинаются с Тайной вечери и заканчиваются Воскресением Христовым. Исследователи отмечают, что художники, работавшие в церкви Воскресения, заимствовали сюжеты из гравюр голландских гравёров, напечатанных и изданных в Голландии в Библии Пискатора. В XVII веке иконографические сюжеты из этой книги вдохновляли мастеров стенописи, работавших в Костроме, Ярославле, Вологде и Москве. По описи Ростовского Архиерейского дома в 1691 году известно, что Библия Пискатора имелась в библиотеке митрополита Ионы.
Интересным и редким является сюжет Наложение печати на гроб. Он отсутствует в Библии Пискатора. Известно только три более ранних его изображения, на фресках церкви Спаса в Дечанах, на иконе Распятие с клеймами Страстей в Благовещенском соборе Московского Кремля, на фресках церкви Троицы в Никитниках. В этом сюжете рассказывается об освидетельствовании и запечатывании гроба с целью удостовериться в истинности смерти Иисуса Христа. По толкованию святого Феофилакта Болгарского такое наложение печати было произведено по Божию устроению, дабы Воскресение совершилось при засвидетельствовании сего врагами. Эта сцена пропитана осознанием непоправимости утраты. Следом за этим сюжетом размещена фреска Воскресение Господне, завершающая евангельский цикл.
Ученые считают, что роспись галереи была сделана одновременно с росписью церкви. Сюжеты, изображенные на стенах галереи, делят на три группы. Первая, Циклы Дни творения и история Адама, Ноя и Авраама, расположенные в северном крыле. Вторая, Исход евреев из Египта в южном крыле. Третья, Апокалипсис в западной части. В откосах окон помещены изображения ангелов и святых. Росписи, расположенные в северной части галереи, составляют сюжеты библейской книги Бытия. В восточной части свода размещен обширный цикл Сотворение мира, который включает семь композиций, соответствующих семи дням творения. В западной части свода расположен цикл истории Адама, не имеющий четкого разделения и связанный общим пейзажным фоном. На стенах галереи изображены композиции Ной собирает животных в ковчег, а также изображения, посвященные Аврааму. В южной части галереи представлен цикл изображений на сюжеты библейской Книги Исхода. В первом сюжете изображено явление Бога в купине Моисею. Купина изображена в виде большого дерева, на кроне которого видна фигура Богородицы Знамение. Также на стенах изображены сюжеты, приход Моисея к фараону и чудо с превращением жезла в змею, Исход евреев, Потопление фараона, поклонение золотому тельцу, битва израильтян с амаликитянами, медный змей и другие. Завершением цикла Исхода является фреска, относящаяся к апокрифическому сюжету, которая изображает борьбу архангела Михаила с сатаной за тело умершего Моисея. Она расположена в юго-восточном углу галереи. На торце южной части галереи расположена фреска Лествица Иоанна Лествичникова, который описал в своей книге путь и образ спасения христианина через духовное совершенствование, залогом которого является отречение от мира и аскетический монашеский подвиг. На фреске изображены праведники, взбирающиеся по лестнице на небо. На стенах в западной части галереи разворачивается особый цикл изображений, иллюстрирующий последнюю книгу Нового Завета, Откровение Иоанна Богослова, описывающую события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю. Иоанн Богослов предсказывал, что перед появлением Спасителя будут происходить многочисленные катаклизмы и чудеса, среди которых сошествие огня с неба, воскрешение мертвых и явление ангелов. Некоторые из сюжетов Апокалипсиса расположены также в южной части галереи.