Звонница Успенского собора входит в ансамбль памятников Ростовского кремля. Её корпус выстроен рядом с Успенским собором и вытянут по направлению с севера на юг. Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более чем одно столетие. Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами, лопатками, а по горизонтали, тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа Господня в Иерусалим и хозяйственные помещения. Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект. Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 году. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы, Полиелейный и Лебедь. Аккорд колоколов звонницы был минорным, что по неизвестным причинам не устроило ростовского митрополита. Иона Сысоевич пригласил в Ростов колокололитейщика Флора Терентьева, перед которым была поставлена сложнейшая задача, перевести звонницу на мажорный лад. Мастер великолепно справился с этой задачей. В 1688 году он отлил колокол Сысой. Огромному колоколу потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвёртого пролёта и была пристроена к прежней трёхпролётной конструкции. Три колокола вместе образовали до-мажорное трезвучие. Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов. Угроза уничтожения неоднократно нависала над ростовскими колоколами. Во время войны со Швецией Пётр I отдал указ об изъятии колоколов, чтобы возместить недостаток в орудиях и боеприпасах. Однако ростовские храмы и звонница Успенского собора избежали этой участи. В XX в., с приходом советской власти над колоколами нависла новая угроза. В тяжёлые годы гражданской войны, на волне борьбы новой власти с религией и всем, что напоминало о царском режиме, поступило предложение снять колокола со звонницы и превратить их в сырьё для промышленных нужд. Но в 1919 г. колокола удалось спасти. С 1928 года звоны на звоннице Успенского собора были прекращены, а сам собор закрыт в 1930 году. С тех пор они воспроизводились в 1932 году при съёмках кинокартины Пётр I и в марте 1963 года, когда киностудия имени Горького записывала звоны для фонотеки страны, в июне 1963 года при съёмках кинокартины Война и мир и для ряда последующих фильмов. С 1966 года ростовские звоны стали постепенно возрождаться. В 2010-2012 годах проведена реставрация звонницы, в ходе которой было выполнено усиление фундаментов и грунтов основания, реставрация стропильных конструкций и покрытий крыши и глав, реставрация кирпичной кладки стен и сводов, реставрация оконных и дверных заполнений, отделочные работы по фасадам и интерьерам.
Церковь Входа Господня в Иерусалим и Звонница под колокольней собора Успения Пресвятой Богородицы