Для сегодняшнего жителя Москвы Печатники – это район соответствующей станции метро. Однако для москвича XVI–XVII веков ассоциации были другие: о них сегодня напоминает Печатников переулок рядом между Сретенкой и Трубной, а также церковь Успения Божией Матери в Печатниках.
С конца XVI века за стеной Белого города у Сретенских ворот начиналась Государева Печатная слобода – поселение типографов, трудившихся на Печатном дворе на Никольской улице. Именно они и создали первый деревянный Успенский храм в 1631 году, вместо которого в 1659 году было построено новое здание, тоже деревянное. Наконец, в 1695 году печатники создали третью Успенскую церковь, на этот раз каменную – ее четверик и колокольня сохраняются и по сей день.
Когда строился новый храм, в церковном зодчестве Москвы преобладал стиль «нарышкинское барокко», уделявший особое внимание декору окон и порталов. Все это воплощено в церкви Успения в Печатниках: окна ее четверика обрамлены наличниками с гребнями, а боковые порталы украшены тонкой белокаменной резьбой, изображающей вьющиеся вокруг колонок виноградные лозы. Колокольня выполнена в три яруса: в нижнем расположен вход в церковь, в среднем – хозяйственное помещение, а верхний создан в виде восьмигранной звонницы с сомкнутым сводом. При этом шатер у колокольни есть, но он поставлен поверх свода и не несет никакой практической функции, играя исключительно декоративную роль.
Трапезная у храма несколько раз значительно перестраивалась. В 1727 году в ней появился теплый (то есть отапливаемый) придел Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а в 1763 году с ее другой стороны создан придел святого Николая Чудотворца. В 1775 году к южной стене трапезной была пристроена небольшая часовня, выделенная на фасаде небольшим куполом с главкой. В последний раз облик церкви менялся в 1897–1902 годах, когда по проекту архитектора М.А. Аладьина была построена новая трапезная с часовней, выдержанные неорусском стиле. Окна трапезной повторяют мотивы нарышкинского барокко, тем самым перекликаясь с окнами древнего четверика Успенской церкви.
По одной из версий, именно в церкви Успения в Печатниках художник Пукирев стал свидетелем брака старика и девушки, что впоследствии нашло отражение в картине «Неравный брак», ныне находящейся в Третьяковской галерее. Также до революции в церковной ризнице хранилась древняя еврейская серебряная монета – молва утверждала, что это один из тридцати серебряников, полученных Иудой за предательство Христа.
После революции и закрытия храма для богослужений его здание было занято сначала трестом «Арктикпроект», затем в 1950 году здесь появилась выставка «Советская Арктика», которую в 1960 году сменила постоянно действовавшая выставка «Морской флот СССР». Внешне здание почти не перестраивалось, были только сняты кресты и разобрана ограда, но внутреннее убранство исчезло полностью, пространство храма оказалось перепланировано. В 1994 году выставка была вывезена, а в храме возобновились богослужения.
Автор статьи: Никита Брусиловский
Материал с портала «Узнай Москву»