В Украине насчитывается 36 поселков и сел под названием Городище. В России, Беларуси и Молдове их тоже немало. В Луганской области Городищ четыре, но одно из них, то, что в Перевальском районе, уникальное: с XVII века и поныне здесь живут настоящие старообрядцы, а сам поселок городского типа вполне можно назвать культурным феноменом. Те, кто едет сюда первый раз, ожидают увидеть иллюстрацию к знаменитым очеркам Василия Пескова о сибирских староверах — «Таежный тупик» — и Лыковых, живущих без связи с цивилизацией. А попадают в довольно современный поселок. И все же что-то отличает это Городище от других. Что именно — на первый взгляд даже непонятно.
То, что староверы поселились на этой территории, не удивляет. Дикое поле никому не принадлежало, поэтому стало домом для всех, кто вынужден был скрываться от кого бы то ни было. Так что сразу же после реформы Патриарха Никона здесь начали строить новую жизнь приверженцы старообрядчества. Это знают все жители Городища, но настоящими знатоками истории поселка можно назвать сразу двух человек — заведующую местной библиотекой Любовь Минакову и шахтера по профессии, а по призванию — краеведа Сергея Мерсалова.
По их рассказам, в 1670 году сюда приехали первые староверы из Подмосковья. Изначально они хотели бежать на Дон, но пришлось московитам поселиться у верховьев речки Белая. Много лет здесь жило 150—200 семей, сохранявших древний уклад и свою веру. Они построили монастырь без единого гвоздя и огородили поселок частоколом по типу скита. Огороженный частоколом скит они называли городищем, а свой хутор — Беленький. Поселенцы вели натуральное хозяйство и не контактировали с соседями, что заметно для лингвистов: у жителей Городища особенный говор, больше всего напоминающий подмосковный. Второй этап заселения Беленького пришелся на эпоху Петра Первого. Беженцы поселились у стен скита, оставив в память о себе название одной из улиц, — Пристенцы. В середине XVIII века нахлынула третья волна староверов — из Черниговской губернии, из-за чего сейчас поселок делится на две части: русскую и украинскую. Любовь Минакова говорит, что все это время хутор был ничейный, а его обитатели не платили дань никаким помещикам. В те же петровские времена Беленький не стал колыбелью промышленности Донбасса, однако, когда в Лисьей Балке нашли уголь, здесь уже давно им топили печи.
Как же староверы смогли прожить столько лет не найденными? Ответ лежит на поверхности… Перевальского района: холмистая местность и густые леса надежно спрятали хутор в низине реки. Свобода закончилась во времена Екатерины II. По легенде, именно она дала Беленькому новое имя, сказав, что это настоящее городище, — уже тогда поселок занимал большую территорию. А согласно официальной истории, Екатерина здесь никогда не была. Только это неважно: она к староверам относилась лояльно, лишь бы дань платили исправно. После нее были другие цари, кто-то из них чинил гонения, кто-то был либерален, а кто-то — жесток. По словам Сергея Мерсалова, в начале ХХ века две трети капитала России находилось у предпринимателей и купцов-староверов, поэтому с ними считались. Тогда же в поселке была построена Успенская церковь, где с 1910 года служил уроженец Городища, впоследствии — легендарный Архиепископ Московский и всея Руси Флавиан. Деревянная церковь на территории бывшего скита сгорела уже после войны… А поселок дожил до нашего времени, сумев сохранить свою уникальность.
Жители с. Городище Перевальского района очень гордятся необычным прошлым своего селения. Говорят, о нем знал даже Петр I. Как рассказал клиросник городищенской церкви Александр Голубятников, с. Городище в начале XIX века было крупнейшим в Екатеринославской губернии и насчитывало свыше 400 дворов и около 3 тыс. жителей. Городище – одно из первых поселений в «краю незнаемом» середы XVII века, ставшим центром старообрядчества на востоке Украины. Сегодня документально подтверждается, что Петровская Россия выбрала именно этот скит, обитатели которого использовали «горючий камень» для своих нужд и снабжали им бахмутские солеварни. Поэтому именно в Городище пришли первые экспедиции из Москвы и Петербурга, чтобы ознакомиться с местным опытом добычи и использования угля и взять его образцы для Берг-коллегии, занимавшейся исследованием полезных ископаемых. Александр Голубятников демонстрировал «Часослов» — одну из главных реликвий городищенского храма.
«Наша церковь была срублена в 1746 году в тайге и привезена на волах», — гордо рассказала местная пожилая прихожанка.
Мраморная мемориальная доска, установленная на стене храма, оповещает о том, что до 1948 года в Городищенской церкви руководил Московский архиепископ. Он же здесь проводил службу.