Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Валаамском острове

Церковь Успения Богоматери является композиционным и смысловым центром Гефсиманского скита. Автор постройки неизвестен. Известно однако, что в начале XX века, очевидно в 1906 году, здесь была поставлена деревянная часовня, которая в 1911 году была перестроена, расширена и превращена в церковь. Это четырехгранный прямоугольный в плане объем с ризалитами в центральной части. С западной стороны к нему примыкает двухъярусная колокольня, поставленная на четверик трапезной. Первый ярус колокольни — четверик, освещенный с запада и с востока, второй, ярус звона,— восьмерик с арочными проемами, ориентированными по сторонам света. С восточной стороны церковь завершается пятистенной алтарной апсидой. Вход в церковь решен в виде открытого крыльца на четырех парах деревянных колонок, несущих двускатную кровлю. Церковь пятиглавая. На пересечении основного объема с ризалитом поставлен центральный восьмигранный световой барабан, завершенный восьмигранным шатром с луковичной главкой на восьмигранной шее. Остальные четыре главы, тоже луковичные, поставлены на фронтонах ризалита и коньке кровли основного объема. Колокольня завершена восьмигранным шатром с луковичной главкой.
Церковь рублена из бруса в «лапу» и обшита профилированной доской. По планировочным особенностям она относится к клетскому типу церквей, характерному для русского северного деревянного зодчества. Декоративным убранством фасадов церкви является главным образом накладная резьба: она украшает фриз, колонки крыльца, оконные проемы. Пилястры, подчеркивающие утлы всех объемов церкви, завершены декоративными резными кронштейнами. Однако это не традиционная для севера пропильная резьба, вспомните причелины, полотенца Кижских церквей, а объемная, характерная для центральных губерний России. Здесь сказалось то обстоятельство, что строить на Валаам съезжались артели плотников из разных областей, они несли свои обычаи и традиции, свой опыт.
Для деревянных церквей, строившихся во второй половине XIX века и начале XX века, характерен отход от традиций и приемов народного деревянного зодчества, санкционированный царским правительством и синодом. Повсеместно появилось множество деревянных церквей, обшитых снаружи и изнутри тесом «под камень». Строгие окна, сберегающие тепло внутренних помещений, заменяются «итальянскими» полуциркульными, а массивные двери, вытесанные из одной плахи,— легкими двустворчатыми филенчатыми дверьми с остеклением. Тесовые кровли и лемех глав уступают место кровельному железу. К обшитым срубам добавляются классические портики, пилястры, арки. Мощные, устремленные ввысь шатры либо исчезают вовсе, уступая место пятиглавию, либо маскируются — приниженный невысокий шатер дополняется четырьмя небольшими главами над срубом. Все эти характерные особенности можно увидеть и в Успенской церкви, и в других деревянных культовых постройках Валаамского монастыря.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?