Церковь Троицы Живоначальной в Верхнеивкино

Церковь Троицы расположена в предполагаемом историческом центре села, на ровном участке; в настоящее время территория вокруг церкви сильно заросла высокой травой и деревьями. В нескольких метрах к западу, в кустах – археологические остатки утраченной колокольни и коридора-перехода между нею и храмом.
Первое прошение о дозволении построить в с. Воскресенском каменный храм вместо обветшавшей деревянной церкви было подано 5 марта 1794 года. По невыясненным причинам храмозданная грамота была подписана епископом Вятским и Слободским Амвросием только 27 февраля 1797 года.
Строительство велось на средства прихожан в период 1800-1803 годов, а 14 июня 1805 года от дьякона Самуила Романова епископу Серафиму поступил рапорт, в котором сообщалось о готовности к освящению Казанско-Богородицкого придела в теплом храме. В том же 1805 году освятили оба престола в теплом храме: южный – в честь иконы Божией Матери «Казанская», северный – во имя Василия Великого. Время возведения и архитектурный почерк здания с большой долей вероятности показывают непосредственное участие в создании проекта храма вятского губернского архитектора Ф.М. Рослякова.
К началу 1813 года была произведена штукатурная отделка интерьера холодной церкви с выполнением заполненных живописью «позлащенных клейм». Главный Троицкий престол в холодном храме освятили 22 октября 1820 года. Позолота центрального иконостаса «на полимент», стоившая 7500 руб., была выполнена в основном на приходские средства.
В 1829 году церковь заново перекрывается тесом; денежный дефицит, связанный со сбором средств на продолжение каменных работ, заставил временно отказаться от железной кровли. Отдельно стоящая каменная колокольня «с проходом от оной до церкви» была заложена и возводилась с конца мая 1832 года по 1835 год. Работы по строительству каменной церковной ограды с деревянным заполнением прясел и десятью торговыми лавками производились в 1836 году. Позднее, очевидно, лавки достраивались, так как по ведомости 1845 года их числится восемнадцать. По сведениям же 1895 года число лавок отмечается в количестве пяти. Металлическое покрытие на крышах церкви колокольни появилось летом 1852 года. Позднее, в 1870 году в звенья ограды были поставлены металлические решетки, а в переходе от колокольни к храму постелили опочные половые плиты.
Из старинных и особо почитаемых священных предметов в церкви находились икона священномученика Власия, полученная от преосвященного Варфоломея в 1774 году, а так же образ «Сошествия Святого Духа на апостолов» и деревянный крест, данные в том же году в благословение прихожанам из Троице-Сергиевой лавры; церковные книги – евангелие 1771 года и «Гора Почаевская или Известие о Почаевской Чудотворной иконе Божией Матери». Сохрание в целом общий архитектурный облик, храм понес утраты: разрушены колонные портики с фронтонами, украшавшие паперти северного и южного входов, крыша над трапезной и кровельное покрытие главного объема, полностью утрачено внутреннее убранство трапезной. Церковь представляет собой кирпичное здание, стены которого снаружи обмазаны известковым раствором и побелены с добавлением колера, изнутри – оштукатурены. Памятник отличается цельностью композиции – характерный для творчества Рослякова пример сочетания традиций барокко, выраженных в архитектурной форме, с использованием декоративных приемов классицизма в решении фасадного убранства.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?