Церковь Троицы Живоначальной в Лекме

Село Лекма возникло не позднее 15 столетия. На большом пространстве по течению рек Летки и Лекмы до 40-х годов 7 века не было ни одной церкви. Около 1641 года местные жители обратились к настоятелю Успенского монастыря архимандриту Александру с просьбой дать свое благословение на построение для них церкви. По царcкому повелению, и разрешению митрополита Сарского и Поддонского Герапиона дана храмозданная грамота с приложением печати патриарха Иосифа, в которой повелевалось устроить деревянную церковь. В 1646 году на погосте над рекою Лекма уже значится деревянная с трапезою церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Но в 1673 году храм сгорел. В 1678 году была срублена деревянная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы.
К середине XVIII столетия деревянная церковь пришла в ветхость. В 1769 году на общем сходе прихожане и священнослужители решили выстроить новый каменный храм во имя Троицы с приделом Знамения Богородицы. Сложные работы по возведению каменного здания требовали больших денежных затрат, за малоимением в церковной казне денег сооружать храм планировали “не без остановки”, завести шнурозапечатанную книгу для сбора средств не в одном только Слободском уезде. Строительство храма затянулось до 1775 года. Во время строительного сезона 1775 года были окончены работы по возведению церковного здания, украшен всем церковным благолепием придел Знамения Богородицы.
Указом от 14 июня 1775 года духовная консистория велела ветхую деревянную церковь разобрать, а годный лес употребить на строение церковной ограды. 21 июня придел освятили. В 1777 году в Троицком приделе был установлен иконостас. Большие суммы в казну на церковное строение внес Слободской купец Леонтий Песяков.
В 1812 году священнослужители и староста Троицкого храма подают покорнейшее прошение на имя епископа Вятского и Слободского Гедеона о позволении израсходовать имеющиеся в церковной казне 250 рублей на ремонт церкви. В 1840 году церковь была перекрыта вновь. Для успешного проведения работ по ремонту храма местные жители обязались способствовать строительству: закупали строительный материал, давали подводы для его доставки. Контроль со стороны прихожан осуществлял Егор Распопов. В 1855 году были закончены работы по возведению колокольни, стоящей отдельно от церковного здания.
По ведомости за 1874 год в храме значится два престола: первый в летнем во имя Святой Живоначальной Троицы, второй — в зимнем во имя Знамения Пресвятой Богородицы. При церкви имелось две десятины усадебной земли, пахотной и сенокосной 66 десятин. Однако, священнослужители пользовались только сенокосными угодьями, остальные земли отдавали прихожанам. При церкви числился деревянный дом: на 5 сажен в длину и 5 в ширину, где проживали священнослужители. При доме амбар, погреб, конюшня, баня, амбар для хранения церковных вещей.
В 1875 году был рассмотрен проект на расширение трапезной. 6 июля 1875 года в село Лекомское явились жители города Слободского Николай Васильевич Распопов, Михаил Прокопьевич Воробьев и Матвей Федорович Шмелев, из кузнецов Василий Васильевич Хлюпин и Михаил Алексеевич Дряхлов. Выбор пал на Николая Распопова и Михайла Алексеевича Дряхлова. Расширение трапезной проводилось в несколько этапов. Первоначально увеличили длину старой части до восточной стены колокольни с прикладкою южной палатки, несколько позднее выстроили северную палатку и восмерик на холодном храме. В одной из палаток разместили церковную канцелярию. В метрике Троицкой церкви села Лекма, составленной священником Ильей Томиловым в 1887 году дается подробное описание церкви.
В 1903 году был составлен новый проект на расширение храма в селе Лекма. По нему предполагалось в теплой церкви вместо одного устроить два придела, распространив трапезную к северу и югу. Таким образом теплая церковь получала трехнефную структуру. Наблюдение за постройкой каменного храма было возложено на губернского архитектора И.А.Чарушина. С ним был составлен договор. В ходе строительных работ проект был искажен. Вместо стройного шатра над холодным храмом был возведен вытянутый по своим пропорциям восьмигранный барабан, обитый железом. Вероятно, это было связано с трудностями технологического процесса. По воспоминаниям старожилов храм перестраивали приезжие каменщики. Средства на устройство левого придела трапезной были пожертвованы местными крестьянами Сколовым, правый строился на деньги другой пожертвовательницы. Руководство над выполнением инженерных работ осуществлял мастер Рисман. Тогда же для отопления храма были устроены две калориферные печи и три голландские. После перестройки для увеличившегося прихода в церкви было устроено три придела: главный — Троицкий, правый — Знаменский и левый в честь Святого Серафима Саровского Чудотворца.
Проведенная в 1910 году оценка имущества церкви определила стоимость здания с иконостасами и колокольни в 20700 рублей. Из старинной утвари, относящейся ко временам царя Михаила Федоровича сохранился напрестольный крест. С образом Николая Чудотворца Троицкой церкви в селе Лекма связано устное предание.
Территория, принадлежащая Троицкому храму, была обнесена оградой. Каменная ограда повторяла основные контуры храмового сооружения. На четырех углах ограды были расположены столбы с фигурным завершением и главкой с крестом, они имели более декоративный характер, чем столбики с простым металлическим покрытием на четыре ската.
После 1917 года в храме продолжались богослужения. Даже в 1935 году комиссия приняла решение о проведении ремонта. Но 14 ноября 1936 года по решению президиума Лекомского сельсовета Троицкая церковь была закрыта. Основанием к закрытию храма послужил тот факт, что община верующих имела два молитвенных здания, которые давали верующим возможность исполнять религиозные обряды. Здание предполагалось использовать под неполную школу. В начале 40-х годов была снесена колокольня, разобрана ограда. В здании разместилась ремонтная мастерская.
Памятник не состоит на государственной охране, хотя имеет историческое художественное значение для местного края. Старая часть храма, решенная в духе «петровского барокко» принадлежит к немногочисленной группе вятских памятников данного направления. Монументальная колокольня отличалась нарядным, хотя и несколько плоскостным декором, выдержанном в духе неоклассицизма. Двухсветная трапезная, стилизованная под местные памятники 40 — 60 годов XVIII века органично дополнила объемно-пространственную композицию храма после перестройки 1804 года. Здание церкви доминирует над остальными постройками, имеет непреходящую градостроительную и историческую ценность.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?