Здание Троицкой церкви построено в 1808 году по проекту губернского архитектора Ф. Рослякова на месте обветшалого деревянного монастырского храма. С 1595 года на этом месте располагался один из крупнейших на Вятке монастырей – мужской Истобенский Свято-Троицкий. Он был упразднен в 1771 году в рамках церковной реформы Екатерины II. С этого времени монастырская Троицкая церковь стала выполнять функции приходской.
Сельский приход к концу 18 века значительно увеличился, и возникла потребность в укреплении ветшающего храма. Тогда Росляков и предложил проект строительства нового каменного здания. В начале XX века архитектор И. Чарушин предложил усовершенствовать старый храм, но его проект остался нереализованным, и нашему взору сегодня предстает церковь постройки начала XIX века, в том числе ее подлинный интерьер.
Истобенский монастырь прекратил существование в 70-е годы XVIII века по указу Екатерины II об упорядочении штатов монастырей. Церковь монастырская стала приходской. Губернский архитектор Росляков, осмотрев приходский деревянный храм, решил, что церковь «по великой ветхости в починку произвесть невозможно». В 1799 году он сделал проект её в камне. Только в сентябре 1807 года материал для строительства был заготовлен, план и фасад утверждены, для строительства подрядили артель вятских каменщиков. Рослякова уже не было в живых, но храм созидался по его проекту, а в ноябре 1808 года был освящён южный придел тёплой церкви во имя Нерукотворного Образа Спасителя.
В настоящее время эта церковь трёхпрестольная. Главный престол – в честь Живоначальной Троицы, правый, тёплый придел – Спасский, левый – Введенский. Храм развернулся длинным фасадом по течению реки Вятки. Церковь построена в классическом стиле. Огромная, но какая гармоничная, цельная вся. Главный храм – восьмерик на четверике. Увенчан куполом с люкарнами и лантернами. Алтарная часть выступает гранёной апсидой. Очень обширная трапезная часть. А колокольня вообще удивительная. Глухой цилиндр, на нём – восьмигранные ярусы звонов. Окна – иллюминаторы. На куполе – люкарны, оконные проёмы. Длина церкви без паперти 45,16 м, ширина 17,72 м.
Церковь обнесена металлической оградой, которая имеет каменные столбы, они расположены на равном расстоянии друг от друга. С восточной стороны ограда повторяет очертания апсиды, с западной – имеются две воротные калитки. Внутри стены церкви оштукатурены и покрыты росписью масляными красками с орнаментом и изображениями религиозного характера. В 1865 году иконы для тёплого храма расписывал вятский иконописец, мещанин, педагог Чернышев Николай Александрович.
Известно, что Росляков был очень лаконичен в выборе архитектурных деталей. Любимые его кассеты – углубления, в которых расположены окна, ширинки – выпуклые прямоугольники под окнами – и всё. Но при этом ритмический ряд очень чёткий, очень логичный. Никаких излишеств. Это храм для села, где живут речники. Что поразительно, прекрасные интерьеры сохранились.