Церковь Троицы в Троицкой слободе

Местность, где находилось Троицкое подворье, изначально относилась к соседнему селу Напрудному, затем здесь жили переяславские ямщики, пока в начале XVII века земля не была пожалована Троице-Сергиеву монастырю – так возникла Троицкая чёрная слобода. В ней и появилась около 1631 года деревянная церковь во имя святой Троицы с приделом святых Сергия и Никона Радонежских – выбор посвящения для престолов объяснялся взаимосвязью с монастырём. После ещё нескольких деревянных церквей, сменявших друг друга, в 1696 году появился каменный храм. Но и он ещё раз оказался перестроен после того как в 1726 году рухнула глава. В результате церковь получила неодинаковую обработку в силу архитектурной моды разных времён.

Трапезная и основной четверик церкви декорированы окнами с наличниками «нарышкинского барокко», украшенными завитками и гребнями. В то же время восьмерик, венчающий главный храм, выполнен чуть позднее (после обрушения главы) и поэтому выдержан в европейском варианте барокко: наличники окон украшены рокайлями и от этого выглядят ещё пышнее. Восьмигранный рус звона колокольни увенчан вытянутым шпилем. В дальнейшем облик церкви кардинально не менялся, за исключением расширения трапезной в 1851 году для создания придела Владимирской иконы Божией Матери.

В XIX – начале ХХ века на Троицком подворье находилась резиденция архиереев, возглавлявших Московскую епархию. С 1917 по 1922 год здесь жил патриарх Тихон, но после его ареста власти отдали территорию его противникам – «обновленцам». Однако они служили здесь недолго: в конце 1920-х годов Троицкая церковь была закрыта. После этого в здании располагались различные конторы, затем появилось монтажное управление. С конца 1970-х годов церковь хорошо видна со стороны Олимпийского проспекта – это произошло в результате сноса большей части исторической Троицкой слободы с её деревянными домами. Потом храм использовал Московский симфонический оркестр. Несмотря на смену пользователей, облик церкви в целом сохранился нетронутым, в интерьерах осталась богатая барочная обработка – лепные картуши и клейма для икон. С 1993 года территория постепенно передавалась церковной общине, позже при храме было воссоздано подворье Троице-Сергиевой лавры.

Автор статьи: Никита Брусиловский

Материал с портала «Узнай Москву»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?