Сегодня трудно поверить, но когда-то этот храм, считающийся одним из древнейших в Москве, был центром всей округи и выглядел гораздо крупнее.
Ещё в XIV веке упоминается дворцовое село Напрудное, располагавшееся на этом месте – вокруг прудов и одноимённой реки, бывшей притоком Неглинной. Со временем здесь появился Государев Воловий двор, кроме того Напрудное и его окрестности были популярным местом для соколиной охоты – именно с ней связана легенда о создании церкви во имя святого Трифона. Согласно преданию, князь Патрикеев во время государевой охоты в Напрудном упустил сокола и, опасаясь монаршего гнева (одни источники называют Ивана III, другие – Ивана IV Грозного), слёзно молился святому Трифону о помощи. На месте, где он вскоре нашёл сокола по указанию святого, князь Патрикеев в благодарность поставил Трифоновскую церковь. Впоследствии, на рубеже XVI–XVII веков, в интерьере храма была выполнена фреска, изображающая святого Трифона в виде всадника с соколом на правой руке.
Трифоновская церковь представляет собой одноглавый бесстолпный одноапсидный центрический храм, перекрытый крещатым сводом. Точная датировка каменной церкви вызывает бурные споры у исследователей. Самые смелые датируют её концом XV века, опираясь на надгробную надпись с южной стороны здания и на тот факт, что она выстроена из белого камня (кроме кирпичных сводов и барабана купола). Называется даже точная дата – 1492 год. Другие придерживаются более осторожной версии и датируют храм святого Трифона в Напрудном серединой и даже второй половиной XVI века. Последняя гипотеза, выдвинутая С.В. Заграевским, называет временем возведения церкви середину 1470-х – середину 1480-х годов.
В конце XVIII века к древнему храму была пристроена вытянутая трапезная с приделом святого Николая Чудотворца и шпилеобразной колокольней с запада. В начале XIX века в дар от митрополита Черногории была прислана частица мощей святого Трифона, вставленная в храмовую икону – впоследствии, в 1883 году, её копия была подарена черногорскому князю Николе I. В 1861 году в трапезной был создан второй придел, во имя Филарета Милостивого – по святому покровителю митрополита московского Филарета.
На рубеже XIX-XX веков Трифоновский храм пережил большие перемены и существенно увеличился в размерах. В 1889–1892 году по проекту архитектора П.П. Зыкова была пристроена вторая колокольня – в два раза выше прежней, в формах псевдорусского стиля. В 1894–1898 году возведена новая обширная трапезная. Кроме того, в 1911 году был создан новый мраморный иконостас с великолепными Царскими Вратами, спроектированными архитектором Ф.О. Шехтелем. К сожалению, они были утрачены, как и все интерьеры после закрытия храма в 1932 году.
Храмовая икона святого Трифона с частицей его мощей сохранилась, так как была перенесена в церковь Знамения в Переяславской слободе, неподалёку от Рижского вокзала (этот храм в ХХ веке не закрывался), где и находится сегодня. Что же касается Трифоновского храма, то он после закрытия утратил все свои пристройки XVIII–XX веков и вернулся к изначальным размерам. Лишь заступничество реставраторов позволило сохранить древнейшую часть здания. Фреска с изображением святого Трифона и сокола была снята и перенесена в Третьяковскую галерею. В 1947–1948 году в процессе научной реставрации, организованной Л.А. Давидом, восстановлена историческая «шлемовидная» форма главы и воссоздана маленькая звонница над юго-западным углом церкви. Вокруг храма выросли больничные корпуса. Место утраченных приделов отмечено деревянными крестами.
Автор статьи: Никита Брусиловский
Материал с портала «Узнай Москву»